Светлая память
elisaveta_neru — 28.07.2019Итак, 225 лет назад Робеспьер повержен и казнен. «Республика была побеждена. Занавес опустился. Римская трагедия была закончена, – писал Альберт Захарович Манфред, – Но в истории есть имена, которые ни время, ни страсти, ни равнодушие не могут вытравить из памяти поколений. К их числу принадлежит имя Максимилиана Робеспьера».
На протяжении двух веков он мало кого оставляет равнодушным, вызывает к себе одно из двух — горячий интерес или предвзятую антипатию. Разве такие люди умирают? Нет, они уходят в бессмертие.
«Если у Робеспьера было множество поклонников, доходивших даже до обоготворения своего героя, то у него не было также недостатка во врагах, глубоко его ненавидевших... Эти враги пользовались всем, чем могли, чтобы возбудить враждебное отношение, приписывая ему все ужасы террора», – отмечал Петр Алексеевич Кропоткин.
Такая же разноречивая память французского революционера увековечена в художественной литературе и в искусстве. Например, вскоре после Термидорианского переворота мастера живописи начали писать всевозможные вариации этой трагедии.
Остановлюсь на некоторых. На первых двух картинах изображен первый арест Робеспьера в Конвенте непосредственно 9 термидора.
Раймон Монвуазен (1790-1870) — французский портретист, автор исторических картин. «Арест Робеспьера в Конвенте 27 июля 1794 года». Год создания 1858-й.
Прежде, чем последовал арест, более пяти часов продолжались крики, оскорбления и нападки заговорщиков. Настоящее светопреставление, как видно и на другой картине.
Макс Адамо (1837-1901) — немецкий исторический художник-иллюстратор, «Свержение Робеспьера в Национальном Конвенте 27 июля 1794 года». Полотно написано в 1870 году и находится в Национальной Галерее Берлина.
А на следующих двух картинах воссоздан второй арест Робеспьера и его сторонников в Ратуше, который произошел уже ночью.
Жан-Жозеф Франсуа Тассер «Ночь с 9 на 10 термидора II года, арест Робеспьера». Годы жизни художника и гравера (1765-1835) совпадают с революционными.
Та же динамика, живо передающая неразбериху, что началась в Ратуше после двух часов ночи. Жандарм Мерда стреляет в Робеспьера буквально в упор.
И, наконец, Суханов Борис Федорович (1900-1987) «Девятое термидора. Арест Робеспьера». Хотя это акварель и не настолько реалистична, как массовые сцены на предыдущих картинах, она мне кажется самой прекрасной.
Это даже не картина, а лист к альбому, посвященному 150-летию Великой французской буржуазной революции. Размер 32,6х44,4, акварель и гуашь, смешанная техника письма на бумаге.
Об отношении художника к данному событию остается догадываться. Суханов в те годы работал декоратором в Театре Революции в Москве и вполне был в теме. С какой теплотой и бесстрастием 39-летний человек решил запечатлеть именно этот момент!
Так все и было. Второй этаж величественного здания Ратуши, горели люстры, из-за жары открыты окна. Что делал Робеспьер, когда в зал ворвались войска? Сидел за столом, подписывал документы и встал им навстречу, повернувшись лицом к своей гибели. Вот теперь все кончено...
Глядя на иллюстрацию, а она выставлена в муниципальной картинной галерее города Красноармейска Московской области, я убеждаюсь, что память Максимилиана Робеспьера остается светлой. Пусть хотя бы для тех, кто его знает и понимает.
|
</> |