Сверхзвуковой С949, решение проблем 737 МАХ, каннибализация А-220


Давненько не писал про зарубежный авиапром. Сегодня вновь о том, как дела происходят в других странах.
COMAC представила первые детали своего сверхзвукового авиалайнера C949. Лайнер сможет летать со скоростью 1,6 Маха, то есть в 1,6 раз быстрее звука, и преодолевать 11 000 километров — что на 50% больше, чем у знаменитого Concorde. При этом он будет намного тише: уровень шума COMAC обещает снизить до 83,9 децибел, что сравнимо с работой фена, а не с громким хлопком - звуковым ударом, обычным для полётов сверхзвуковых самолётов. Это может снять запреты на сверхзвуковые полёты над сушей. Конструкция C949 отличается изменяющейся формой фюзеляжа с изогнутой средней частью с «обратным прогибом», которая «гасит ударные волны». Основной проблемой конструкторы называют создание двигателей для самолёта. По планам C949 должен поступить в эксплуатацию к 2049 году как подарок к столетнему юбилею Коммунистической партии Китая.
До 2049 года ещё дожить надо – ещё четверть века, за которые может произойти многое. Хотя… Если задуматься, то четверть века назад выпускались А-320 и Боинги-737NG… Ничего не поменялось, кроме того, что на них поставили другие движки, из-за которых два Боинга разложили об планету, а ещё один потерял дверь (но там дело не в двигателях, а в раздолбайстве, да и две катастрофы не напрямую из-за двигателей), а тысяча Эрбасов стоят на поверхности планеты без полётов. Но то такое… Мне тут рассказали, что это прогресс. В России четверть века назад выпускали Ту-214 по самолёту в год. Точно ничего не поменялось.
А если ещё на четверть века копнуть, то в 1975 году небо покоряли новенькие Боинги-737 и 747, а Эрбас представил свой первый лайнер А-300. В Советском Союзе самолёты Ан-10, Ил-18 и Ту-104 стали массово менять на новенькие Ту-134, Ту-154 и Ил-62. Если вспомнить 1950 год, то окажется, что прогресс в авиации замедляется без шансов на прорыв.
Прошу прощения, задумался. Но Китай идёт своим путём. Сверхзвуковые задумки всё же нужно представлять, имея решение основных вопросов. Первый из которых – ресурс планера и поддержание его лётной годности. У Ту-144 ресурс планера был 500 часов. Правда, это первые самолёты, его бы потом продлили. Но всё равно. Второй момент – двигатели и их расход. Третий момент – повышенный шум на местности.
1,6 Маха – не 2,5, как у лайнеров прошлого века. Такая скорость позволит решать проблемы в более щадящем режиме. Поверхности не будут нагреваться до более высоких температур, а для преодоления сопротивления плотных слоёв атмосферы не потребуется расходовать больше топлива. Но 11 тысяч дальности, конечно, замахнулись. Но посмотрим.

Министерство транспорта США решило провести аудит того как FAA отреагировало на очередную проблему с Боингом-737 MAX: конструкция двигателя самолёта, из-за которой густой дым может быстро заполнять кабину пилотов и салон самолётов. Проблема получила огласку после двух серьёзных инцидентов на самолётах авиакомпании Southwest Airlines в 2023 году. В одном из случаев самолёт столкнулся с крупной птицей, что привело к попаданию дыма в кабину пилотов и пассажирский салон.
Ключевая причина — работа новой системы Load Reduction Device (LRD), внедрённая на двигателях CFM LEAP-1B которая в случае разрушения лопатки вентилятора снижает вибрацию, но провоцирует утечку масла. Горящее масло создавало дым, который из-за отбора воздуха от двигателя, попадало в салон и угрожает здоровью и жизням пилотов и пассажиров.
FAA в ноябре 2024 года решила не предпринимать немедленных шагов по устранению риска, несмотря на рекомендации собственной комиссии по расследованию происшествий. Соответственно, получила свою порцию критики за отказ от экстренных действий и решения ждать нового программного решения от Боинга, которое появится только к 2026 году. American Airlines 4 апреля также сообщила, что LRD на Airbus A320neo может вызвать похожие ситуации. Пилотам напомнили о необходимости задействовать систему пожаротушения двигателя для отсечения подачи воздуха.
Вот интересно. Пока что Leap-1 обходились без особых проблем. Но их ставят кроме МАХов ещё и на А-320нео, которые летают, и на С919. Боинг два года будет разрабатывать новый программный костыль, который должен решить проблему. А может и не решит, а усугубит. Напомню про MCAS, которая угробила два самолёта, технически являясь программным костылём. Эти два года пилоты будут летать так же, вспоминая сигнальный лист, где написали, что нужно делать. Теперь оказывается, что и у А-319/320/321 есть такая же проблема. А, скорее всего, ещё и на С919. А проблема, если на минутку, выражается в быстром заполнении салона с кабиной дымом от горящего масла при повреждении лопатки вентилятора.

Египтяне в лице EgyptAir безуспешно эксплуатировали 12 единиц А-220, после чего сдались и вывели этот тип из парка. Причина – нехватка запчастей и постоянные проблемы с модными Праттами GTF. Один из самолётов с б/н N560AZ (ранее - SU-GFA), оказался в США, где с декабря находится в аэропорту Блайтвилл (Арканзас).
Этот самолёт намозолил глаз Delta, которая решила его разобрать на запчасти, которых не хватает для имеющегося парка. Delta Material Services (DMS), дочерняя структура американского перевозчика, подписала соглашение о демонтаже лайнера, чтобы «смягчить последствия нехватки комплектующих, способствующей росту числа самолётов на земле (AOG) по всему миру». На данный момент воздушное судно уже находится в процессе демонтажа. Его два двигателя сданы в аренду Delta для поддержки парка.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/aAKvo2gXplmsu8fJ
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: