Какие авиакомпании можно и нужно закрывать


Воскресное. Тут больше про размышления о больших проблемах. Вообще, при А. В. Нерадько у руля повод для закрытия авиакомпании мог быть любой, включая «мимо проходил». Так в 2013 году после авиакатастрофы в аэропорту Казани, где два деятеля направили самолёт в землю, не умея уйти на второй круг, были закрыты 5 перевозчиков в Казани: Татарстан, Ак Барс Аэро, оба Тулпара, местное управление и ещё кто-то, про кого память не может вспомнить. На пепелище татарам позволили создать с нуля ЮВТ-Аэро, которая и близко не могла сравниться со связкой Татарстана и Ак Барса. Хаким потом восстановил и один из Тулпаров. Но там без Минниханова не обошлось в обоих случаях.
Авиалинии Мордовии закрыли вообще после того, как их самолёт выкатился на обледенелой полосе с чартером с хоккеистами. Там и близко не было пострадаших. Рязань, Центр-Юг и многие другие закрылись по высосанным из пальца причинам, которыми не были банкротство или серьёзное авиапроисшествие.
Послабления были у Аэрофлота – в ситуации чем-то схожей с Казанью (несколько десятков погибших из-за некомпетентного авиаспециалиста за штурвалом) ему всё сошло с рук, а руководство даже пошло на повышение. Практически в то же время Саратовским авиалиниям подобное не простили.
Многие перевозчики в то время создавали резервные флаги и дробили бизнес. Появились связки Сибирь+Глобус, Нордвинд+Икар, Ямал+Ямал, ЮтЭйр+Катэк+Турухан, ну и многие другие, которые были необходимы для страховки бизнеса.
Так что, подведя итоги, можно было бы сказать, что основных причин для потери сертификата эксплуатанта в десятые было три – авиапроисшествие (Саратовские, Татарстан, Ак Барс), финансовая несостоятельность (Полёт, ВИМ-Авиа, Московия, Былина), несоответствие сертификационным требованиям и отсутствие внятной модели (Рязань, Центр-Юг).
Сейчас же всё это стало несущественным. Нерадько ушёл с поста, возможно, уехал, возможно, просто не светится. Он своё дело сделал. Но при Ядрове авиапроисшествия с жертвами не становятся причинами лишения сертификата (Витязям простили три происшествия, закрыли только на четвёртом, не говоря о катастрофе ФГУП КАП или Архангельского ОАО), сильные нарушения безопасности полётов, которые по счастливой случайности не привели к жертвам, тоже не являются чем-то из ряда вон (Азимут, Смартавиа, Полярные). Финансовых проблем у перевозчиков сейчас особо нет, но расписание, составленное так, что выход из строя самолёта приводит к череде задержек (Уральские), тоже может служить причиной.
Кроме того, возникло недавно новое явление – многочисленные жалобы пассажиров. Овербукинг, нарушения при перевозке багажа и ручной клади, задержки рейсов. Раньше бы десант с третьего этажа федералки умчался бы с проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А выявление факта овербукинга обошлось бы перевозчику очень и очень дорого. А пачка жалоб привела бы к внеочередной проверке. Успешно завершенная проверка обходилась перевозчику примерно в полтора – три миллиона рублей в зависимости от тяжести косяка.
У нас один раз из-за жалобы пассажира, до которого не смогли дозвониться с сообщением об отмене рейса, прилетела проверка. Обошлось дорого. И это был стопор. Никто никогда не вымогал денег у перевозчиков. Просто в руках Росавиации был рубильник бизнеса. И никому не хотелось последствий. А Росавиация искала поводы покошмарить перевозчиков. И в нынешней ситуации с прежней командой, которая в большом составе стала фигурантами уголовных дел, связанных с коррупцией, ситуация с овербукингом решилась бы приостановкой сертификата эксплуатанта. Причём приостановкой на абсолютно законных основаниях. И желающих заниматься перепродажами не было. Да и билеты не улетали в космос без овербукинга.
Но я не считаю, что овербукинг должен быть причиной закрытия перевозчиков. Отвечая на вопрос, который задал в заголовке, скажу так – по-прежнему никого не нужно закрывать. Но порядок необходимо наводить. Выявленные нарушения безопасности полётов в результате расследования последних крупных авиапроисшествий дают представление о том, что в некоторых авиакомпаниях к безопасности полётов относятся весьма халтурно.
Перевозчиков не так много. Поэтому раз в год проверять каждого по двум параметрам вполне реально. Первый параметр – безопасность полётов. Расшифровка рандомного рейса даст представление об общем состоянии дел у перевозчика. Результатом должно быть указание перевозчику на выявленные проблемы и требования их устранения. В случае невыполнения данных требований требуется вмешательство регулятора, который может приостановить деятельность перевозчика до устранения нарушений.
Второй момент – выполнение обязательств перед пассажирами и финансово-хозяйственная деятельность. И да, это не может быть частным вопросом. Уже проходили неоднократно, когда в конце августа пассажиры не могли улететь из-за банкротства перевозчика. Овербукинг законодательно отсутствует, поэтому необходимо не допускать его. Проверять опять-таки рандомно рейсы, в случае выявления вмешиваться.
Дополнительные проверки по результатам обращений пассажиров и добровольных сообщений. Здесь энергичные и конкретные действия могут навести порядок, без лишения сертификата эксплуатанта. А закрывать перевозчика в текущей ситуации только, если его функционирования в рамках сертификационных требований без нарушений законодательства невозможно.
И да, в результате каждого происшествия необходимо поднимать результаты предыдущих проверок, по результатам которых проверять уже проверяющих.
Совершенно не хочу возвращения десятых в нашу авиацию. Но то, что творится – это, мягко говоря, анархия. А страдают пассажиры.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен/Livejournal по адресу:
https://dzen.ru/a/Z_wNHHwMKHLhEhpP
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: