Какие авиакомпании можно и нужно закрывать

топ 100 блогов travelfoxes13.04.2025
Какие авиакомпании можно и нужно закрывать

Воскресное. Тут больше про размышления о больших проблемах. Вообще, при А. В. Нерадько у руля повод для закрытия авиакомпании мог быть любой, включая «мимо проходил». Так в 2013 году после авиакатастрофы в аэропорту Казани, где два деятеля направили самолёт в землю, не умея уйти на второй круг, были закрыты 5 перевозчиков в Казани: Татарстан, Ак Барс Аэро, оба Тулпара, местное управление и ещё кто-то, про кого память не может вспомнить. На пепелище татарам позволили создать с нуля ЮВТ-Аэро, которая и близко не могла сравниться со связкой Татарстана и Ак Барса. Хаким потом восстановил и один из Тулпаров. Но там без Минниханова не обошлось в обоих случаях.

Авиалинии Мордовии закрыли вообще после того, как их самолёт выкатился на обледенелой полосе с чартером с хоккеистами. Там и близко не было пострадаших. Рязань, Центр-Юг и многие другие закрылись по высосанным из пальца причинам, которыми не были банкротство или серьёзное авиапроисшествие.

Послабления были у Аэрофлота – в ситуации чем-то схожей с Казанью (несколько десятков погибших из-за некомпетентного авиаспециалиста за штурвалом) ему всё сошло с рук, а руководство даже пошло на повышение. Практически в то же время Саратовским авиалиниям подобное не простили.

Многие перевозчики в то время создавали резервные флаги и дробили бизнес. Появились связки Сибирь+Глобус, Нордвинд+Икар, Ямал+Ямал, ЮтЭйр+Катэк+Турухан, ну и многие другие, которые были необходимы для страховки бизнеса.

Так что, подведя итоги, можно было бы сказать, что основных причин для потери сертификата эксплуатанта в десятые было три – авиапроисшествие (Саратовские, Татарстан, Ак Барс), финансовая несостоятельность (Полёт, ВИМ-Авиа, Московия, Былина), несоответствие сертификационным требованиям и отсутствие внятной модели (Рязань, Центр-Юг).

Сейчас же всё это стало несущественным. Нерадько ушёл с поста, возможно, уехал, возможно, просто не светится. Он своё дело сделал. Но при Ядрове авиапроисшествия с жертвами не становятся причинами лишения сертификата (Витязям простили три происшествия, закрыли только на четвёртом, не говоря о катастрофе ФГУП КАП или Архангельского ОАО), сильные нарушения безопасности полётов, которые по счастливой случайности не привели к жертвам, тоже не являются чем-то из ряда вон (Азимут, Смартавиа, Полярные). Финансовых проблем у перевозчиков сейчас особо нет, но расписание, составленное так, что выход из строя самолёта приводит к череде задержек (Уральские), тоже может служить причиной.

Кроме того, возникло недавно новое явление – многочисленные жалобы пассажиров. Овербукинг, нарушения при перевозке багажа и ручной клади, задержки рейсов. Раньше бы десант с третьего этажа федералки умчался бы с проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А выявление факта овербукинга обошлось бы перевозчику очень и очень дорого. А пачка жалоб привела бы к внеочередной проверке. Успешно завершенная проверка обходилась перевозчику примерно в полтора – три миллиона рублей в зависимости от тяжести косяка.

У нас один раз из-за жалобы пассажира, до которого не смогли дозвониться с сообщением об отмене рейса, прилетела проверка. Обошлось дорого. И это был стопор. Никто никогда не вымогал денег у перевозчиков. Просто в руках Росавиации был рубильник бизнеса. И никому не хотелось последствий. А Росавиация искала поводы покошмарить перевозчиков. И в нынешней ситуации с прежней командой, которая в большом составе стала фигурантами уголовных дел, связанных с коррупцией, ситуация с овербукингом решилась бы приостановкой сертификата эксплуатанта. Причём приостановкой на абсолютно законных основаниях. И желающих заниматься перепродажами не было. Да и билеты не улетали в космос без овербукинга.

Но я не считаю, что овербукинг должен быть причиной закрытия перевозчиков. Отвечая на вопрос, который задал в заголовке, скажу так – по-прежнему никого не нужно закрывать. Но порядок необходимо наводить. Выявленные нарушения безопасности полётов в результате расследования последних крупных авиапроисшествий дают представление о том, что в некоторых авиакомпаниях к безопасности полётов относятся весьма халтурно.

Перевозчиков не так много. Поэтому раз в год проверять каждого по двум параметрам вполне реально. Первый параметр – безопасность полётов. Расшифровка рандомного рейса даст представление об общем состоянии дел у перевозчика. Результатом должно быть указание перевозчику на выявленные проблемы и требования их устранения. В случае невыполнения данных требований требуется вмешательство регулятора, который может приостановить деятельность перевозчика до устранения нарушений.

Второй момент – выполнение обязательств перед пассажирами и финансово-хозяйственная деятельность. И да, это не может быть частным вопросом. Уже проходили неоднократно, когда в конце августа пассажиры не могли улететь из-за банкротства перевозчика. Овербукинг законодательно отсутствует, поэтому необходимо не допускать его. Проверять опять-таки рандомно рейсы, в случае выявления вмешиваться.

Дополнительные проверки по результатам обращений пассажиров и добровольных сообщений. Здесь энергичные и конкретные действия могут навести порядок, без лишения сертификата эксплуатанта. А закрывать перевозчика в текущей ситуации только, если его функционирования в рамках сертификационных требований без нарушений законодательства невозможно.

И да, в результате каждого происшествия необходимо поднимать результаты предыдущих проверок, по результатам которых проверять уже проверяющих.

Совершенно не хочу возвращения десятых в нашу авиацию. Но то, что творится – это, мягко говоря, анархия. А страдают пассажиры.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен/Livejournal по адресу:

https://dzen.ru/a/Z_wNHHwMKHLhEhpP

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продрав глаза в одиннадцатом часу и вспомнив, что отныне я безработная, я потянулась, счастливо улыбнулась осеннему хмурому небу и почапала на кухню за первой чашкой утреннего кофе.         Под него по намертво вколоченной длительным трудовым стажем привычке, начала планировать ...
Товарищ Зюганов решил со страниц самой многотиражной газеты оппозиции «Советская Россия» бросить призыв к гражданам страны: «Не время бояться, время сопротивляться». 16 ноября товарищ Чикин этот призыв напечатал, при этом в конце даже восклицательный знак не поставили. Вы подумайте, ...
         Для дальнейшей работы над гениальным проектом, о котором даже Алексей Герман сказал, что Норштейн его "конечно, УЖЕ НЕ СДЕЛАЕТ" , требуются деньги. Казалось бы, разве Юрий Борисович не заслужил себе право на государственное ...
... с пиндосами уже согласовали "сало"-карту раздела кабанчика: особенностью ее деления является то, что за бандерлогами остаются основные месторождения редкоземов, урана и золота, которые они должны передать пиндосами в знак благодарности. "А вершки/корешки" - нам. PS. Бандерлогам ...
Еще одна статья из 90-х годов. Консультантом в ней выступили не товароведы торговых учреждений и технологи предприятий переработки, а медики, работающие с минеральной водой в санаторно-курортных лечебных учреждениях. Ибо заявленные потребительские свойства группы товаров с этикеткой ...