Стоило ли отказываться от хабовой модели?
travelfoxes — 10.01.2024Для начала сообщу, что весь день сегодня в дороге - утром в аэропорт, ближе к обеду самолёт Нордвинда Боинг-737-800 доставил нас из Питера в Казань. В этот раз произошла в Питере задержка и по отправлению и по взлёту. Причина - облив. На нас сломался деайсер. При этом раскритикую аэропорт Пулково - как в небольшом региональном аэропорту обработка двумя типами продолжалась около получаса одним деайсером. Насчёт двух типов, правда, не уверен. Просто сделал вывод на основе цвета жидкости и визуально двойной обработкой. Да ещё и обрабатывали от края к центру. Несмотря на падающий снег концепция чистого самолёта не была соблюдена - обработали только плоскости. Это уже привело в Магадане в позапрошлом году к происшествию. По деайсингу Пулково минус. Я ожидал точку облива с запущенными двигателями в торце и минимум с тремя деайсерами. Но нет. Собственно, вопрос к Пулково. Как они оценивают свой деайсинг? Задержка по взлёту почти час. На деайсинг можно списать 20 минут...
Ладно, это длительная преамбула получилась. Сегодня хотел вообще о другом поговорить. Мы долго бились за облёт Москвы. Ну объективно - лететь из Екатеринбурга во Владивосток через Москву нерационально. Сейчас рапортуют, что 60-70% пассажиров минуют Москву при полёте. Очень хорошие цифры.
Вопрос в другом: благодаря чему это произошло? Благодаря субсидированию. Много рейсов полетело напрямую. Вопросов нет. Принцип понятен - доплатим перевозчикам, чтобы они обходили Москву десятой дорогой. Это удобно. Однако хабом в нашей истории была не только Москва, но и Екатеринбург, Красноярск и Новосибирск. Более-менее живой последний, не в последнюю очередь благодаря субсидиям. Стыковочные рейсы есть и во многих других городах, но это не делает их хабами.
Смысл хаба - объединение пассажиров с нескольких рейсов в один большой. Шереметьево позволяло по пять пассажиров с каждого рейса наполнять по 15-20 рейсов в день в разные города Германии или Франции. Даже набирался полный рейс в Гетеборг или Дрезден, далеко не самые популярные направления. Однако хаб.
В случае с хабом, с точки зрения экономики, плюсы следующие:
- расширение географии и потенциальных пассажиров;
- более широкий охват;
- более вместительные самолёты дают больше экономии на самолётах и экипажах;
- возможность играть парком самолётов разной вместимости.
Минусов тоже хватает:
- вероятные сбои в стыковках;
- дополнительные расходы на обслуживание пассажира в аэропорту;
- привязка к базовому аэропорту.
Сокращать минусы и в полной мере пользоваться плюсами может себе позволить только Аэрофлот - сбои в стыковках отыгрываются частотой расписания, а расходы с учётом своего собственного отдела обслуживания пассажиров минимальны. Привязка к Шереметьево это не минус.
С любым другим перевозчиком это не прокатит - расходы на обслуживание пассажира холдинговый аэропорт зарядит больше тысячи за человека и ему будет глубоко плевать на сквозную регистрацию. Ну и обслуживание рейса дополнительно вылетит в копеечку. Удельные расходы на рейс на узком фюзеляже будут выше широкого фюзеляжа, поэтому и из Екатеринбурга до Владивостока лететь дешевле через Москву.
Возможно ли восстановить хабы? Не думаю, что это в интересах аэропортовых холдингов. Это приведёт к уменьшению средней выручки с рейса при большей суете. Да и выгоднее брать деньги с субсидируемых рейсов - государство же даст.
Что по факту имеем. Действительно, за госсчет людям стало удобнее летать на прямых рейсах, избегая крюков и промпосадок. Однако, наиболее протяжённых и социально значимых рейсов это не коснулось. В большинстве случаев с Дальнего Востока летят по прежнему через Москву. Билет в одну сторону из Самары во Владивосток через Москву стоит 18 тысяч рублей с багажом Аэрофлотом, а через Новосибирск Сибирью 33 тысячи без багажа. Зато на пару часов быстрее. В случае с Магаданом или Камчаткой ситуация безальтернативная.
А я бы вспомнил Красэйр в этот момент, когда весь Дальний Восток слетался в Красноярск и разлетался, напрямую по всей западной части. И да, дешевле, чем через Москву и быстрее. Но то Красэйр. Сейчас это никто не повторит. Хотя в то время и летали жутко неэкономичные Ту-154 и Ил-86. Сейчас инфраструктура не даст такой вольности, да и заинтересованных перевозчиков столь мощных не найти. У Сибири с её тарифами не особо получается переломить тренд. Что будет дальше - посмотрим.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/stoilo-li-otkazyvatsia-ot-habovoi-modeli-659db70f6296ca0800466884
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте
|
</> |