Подвожу итоги 2023 года. Авиапром.
travelfoxes — 30.12.2023За авиапромом следили весь год. Ждали первых успехов. Успехи были. Но смотря что считать критериями успеха. Для кого-то это исключительно статистика поставленных самолётов, а для большинства моих читателей успехом была даже просто подвеска ПД-8 под крыло Суперджета. Сейчас большинство обсасывает ноль поставленных самолётов. Однако забывают о том, что совершил первый полёт импортозамещенный Суперджет пусть и со старыми двигателями (новый же самолёт построили, его не будем считать?), совершил первый полёт Ил-96-400М (а это тоже новый самолёт), для специального лётного отряда передали новый Ту-214 RA-64533, тоже новый. Да и Ил-76, я насчитал 3, но Чемезов сказал, что 6 в этом году. Но в любом случае уже почти десяток самолётов. Если речь идёт о поставках самолётов, то в авиакомпании поставили новый Суперджет в Азимут и Ил-96-400Т в Скайгейтс. Тут тоже не ноль. Нужны критерии полного провала, неполного провала, успеха, полного успеха, ну и пару промежуточных пунктов. Но на полный провал не тянет. Рассмотрим сегодня в отдельности по каждой программе, что было сделано.
МС-21
Вот по МС-21 сильных прорывов не было, велась планомерная работа с сертификационными полётами. В ноябре КРЭТ поставил первый комплект бортовой радиоэлектроники (далее по тексту БРЭО) для первого МС-21, который будет полностью импортозамещенным (двигатели, крыло и БРЭО). Вместимость зато разрешили увеличить до 211 пассажиров (видео эвакуации). Для 181 пассажира шаг кресел — 32 дюйма, для 211 — 28 и 29 дюймов). Совершили посадку по CATIII. Пока без громких заявлений, но каждый месяц по несколько сертификационных полётов.
Чего ждём от 2024 года: первого полёта полностью импортозамещённого МС-21, его сертификации и поставок в авиакомпании.
SJ-100new
Вот здесь намного больше интересного. Во-первых, он сам полетел. Пусть не полностью ещё — двигатели не ПД-8, но остальное уже своё. Фюзеляж новый, ВСУ, БРЭО. После первых трёх полётов встал на доработку, вернулся к заводским испытаниям уже в декабре, где летал с убранными шасси и механизацией, достигая эксплуатационного потолка и максимальной скорости. Но это пока заводские испытания, а сертификационные будут в будущем году.
Чемезов на встрече с Путиным заявил, что на летающей лаборатории закончили полёты с ПД-8, со дня на день полетит Суперджет уже с ПД-8. Речь идёт о 97021. Это изначально построенный для CityJet "сайберлёт", который не был поставлен. Для ПД-8 частично произведена замена комплектующих. Двигатели на нём смонтировали в октябре. На 97003 уже будет полная замена всего и вся. Вот здесь подробнее.
Чего ждём от 2024 года: полёта с ПД-8, полёта 97003, начала и завершения сертификационных испытаний, поставки 97004 и 97005.
Ту-214
Вот здесь всё похуже. КАЗ только осенью приступил к постройке нового цеха под Ту-214, а также сообщил, что 18% комплектующих в этом самолёте очень сильно зарубежные, а импортозамещать их не начинали. Построили один самолёт и передали его в СЛО.
Восстановили (КАПО-Сервис) Ту-214 RA-64518, на котором Ред Вингс после нового года полетят в Грузию, Азербайджан и Израиль. На подходе ещё Ту-204-100 64043 и 64050.
Передали в специальный лётный отряд новый RA-64533. Это единственный Ту-214 построенный в этом году.
Чего ждём от 2024 года: постройки как минимум 64534, 64535, 64536; восстановления и передачи Редам 64043 и 64050, а также восстановления ещё штук пяти Ту-204/214.
Ил-96
По нему новостей немало. RA-96103 передали Скайгейтсу, он начал интенсивно мотаться в ОАЭ (Аль-Мактум и Шарджу). На подходе передача RA-96105.
Построили и совершили первый полёт на Ил-96-400М, с которым сейчас неизвестно, что делать. Но Чемезов сказал, что не зря, Ростех закажет, самолёт пригодится, раз ВАСО больше ничего делать не умеет.
Для ПД-35 построили газогенератор, который поставят под крыло будущего отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжника. Как его назовут — неизвестно, может быть Ил-96-500, только с совершенно другим крылом (возможно композитным), сделают его повыше, потоkot и подлиннее. В общем, новый будет. Но в любом случае, базу будут брать с Ил-96, больше неоткуда.
Чего ждём от 2024 года: передачу 96105, а большее пока туманно. Впрочем и того, что в этом году получилось никто не ожидал год назад.
Байкал, Ладога и Л-410 от УЗГА
Новые цеха построили, а вот самолётов нет, впрочем, в этом году и не ждали. Только нам обещали показать собранную Ладогу до конца года, а в следующем году полететь. Ничего не показали. Обещали закончить сертификацию Байкала — не закончили. Про ВК-800СМ новости умерли в апреле этого года, когда двигатель показал умопомрачительные результаты на стенде. Осенью обещали ткнуть на лабораторию, однако не случилось, пока новостей нет, УЗГА вообще замолчал. Занимается работами для Минобороны.
По Л-410 о чём-то договорились с белорусами. Однако без ВК-800СМ не будет ни Байкала, ни Л-410. Впрочем, ТВ7-117СТ-02 для Ладоги тоже нет. Планер без двигателей — это даже не самолёт. Но новостей и там нет никаких.
Чего ждём от 2024 года: в первую очередь двигателей для всего этого пропеллерного безобразия. Ну и сертификации Байкала хотя бы с Вальтером. Постройки Ладоги — глянуть на неё. Желательно увидеть и её полёт.
Ну это основное. Остальное — будем посмотреть. Прогнозами пока не занимаюсь — написал ожидания.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за
кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный
формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер
карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое
ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/podvoju-itogi-2023-goda-aviaprom-658f47beaa8dfa366df2cb43
3. Автором данной публикации является владелец данного канала.
Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и
перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую
информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором
опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и
найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: