Николай
Гаврилович Чернышевский. Фотография Вильгельма-Якоба Лауфферта.
Источник: ТАСС
Он был вундеркинд, с малых лет поражавший окружавших его людей
своими обширными знаниями. Любимым его занятием было делать выписки
из лексиконов, этим он занимался на уроках в гимназии и отрывался
только тогда, когда учитель спрашивал, знает ли он что-нибудь о том
или ином предмете. Тогда худенький светловолосый мальчик вставал и
без задержки докладывал, что писал о предмете немецкий ученый,
английский ученый, французский ученый. Казалось, он и сам был
лексиконом, наполненным знаниями. Его товарищи пользовались этим:
зачем искать что-то в книгах, когда можно спросить Колю
Чернышевского?
Тринадцатилетним мальчиком он помогал молодому человеку,
старше его годами, готовиться в высшее учебное заведение. Чтение
было его основным занятием, смыслом его жизни. «Без книги в руках
трудно было видеть его; он имел ее в руках за завтраком, во время
обеда и даже в течение разговоров». Человек, встретивший
Чернышевского на улице в Петербурге в 1861 году, написал, что
«Николай Гаврилович шел, читая книгу, от которой я отвлек его
приветствием». Другой знакомый называл его «замечательно
организованная голова».
Стержень
novayagazeta — 04.07.2023 Чернышевский был враг существующего порядка — православия, самодержавия и народности, понимаемой как квасной патриотизм и верноподданническое умиление.«Замечательно
организованная голова» с ранних лет думала о свободе и крепостном
рабстве, о справедливости и несправедливости, о допотопных и новых
людях и о революциях, которые в 1848–49 годах сотрясали Европу. Ему
было двадцать лет, когда в кондитерской он прочитал в газете о
роспуске национального собрания в Берлине. Потом шел по улице и
плакал.
Встретивший меня
знакомый спросил: что это с вами? о чем вы плачете? А я, знаете,
иду, да и не чувствую, что у меня по лицу слезы текут».
Его мечтой было принять участие в революции, при этом он не
обманывался в том, как это будет выглядеть и что именно будет
происходить. «Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем,
ни резня».
В Петербурге в его скромную квартирку часто приходили гости, иногда два-три одновременно, а бывало, что и целые компании. Приглашение к нему и встреча с ним вызывали у молодых людей восторг. «Я не верил своему счастью и чуть с ума не спятил от него». Все приходящие видели его в одном положении — пишущим. Он был сильно близорук, когда читал, держал книгу близко от лица, а когда писал, низко склонялся над бумагой. Спокойно, не выражая неудовольствия, Чернышевский отвлекался от письма и говорил с гостем, но как только тот отходил, тут же снова опускал лицо к бумаге и принимался писать.
«С утра до поздней ночи он погружен был в работу. По отзывам ближних, он не знал никаких развлечений: не посещал ни театров, ни концертов, ни клубов, ни даже знакомых. Карт, всеобщей тогда утехи, он не умел держать в руках. Нечего и говорить, что он не только не пил, но и не курил».
Не пил никогда в
жизни точно, а вот насчет не курил — не знаем: другие источники
говорят, что он курил без перерыва, а на каторге у него был
табак.
Его работоспособность была феноменальна. В своем маленьком
кабинете он диктовал перевод «Истории» Шлоссера помогавшему ему
студенту, а пока тот записывал, писал статью для «Современника»
или, чтобы не терять времени, читал книгу. Подстать
работоспособности была у него память, не ослабевавшая с годами, —
что он однажды узнавал, то никогда не забывал.
Добавим: он знал
английский, немецкий, французский.
Когда он учился в университете, то «лекции… посещал
неопустительно, строго соблюдал посты, ходил в церковь, настольною
книгою его была Библия». А иначе и быть не могло у сына
саратовского протоиерея. Кстати, и Захар Елисеев, сотрудник
«Современника», был сыном священника, окончил семинарию и Духовную
академию, и Максим Антонович, критик, которого многие считали
продолжателем дела Добролюбова и Чернышевского, был сыном дьяка и
тоже окончил семинарию и Духовную академию. Мы только приведем
здесь эти факты, а объяснит их пусть кто-то другой.
Но очень быстро и очень рано сын священника Чернышевский
проверил веру анализом и испытал критикой. Когда его друг вбежал к
нему на Пасху со словами: «Христос воскресе!», то сходу получил в
ответ: «Это еще надо доказать!»
В Чернышевском была
прямизна мысли, которая вела его от Бога — к отрицанию Бога как не
имеющего точных доказательств существования, от смирения — к
осознанию прав человека, от церкви — к социализму, к пониманию себя
как свободного человека нового поколения, как «нового человека».
Мысль его шла этим путем последовательно и твердо, и жизнь свою
вслед за своей мыслью он тоже вел последовательно и твердо, не
уклоняясь ни на шаг от прочерченной линии.
Он был враг существующего порядка — православия, самодержавия
и народности, понимаемой как квасной патриотизм и
верноподданническое умиление. Это читалось и вычитывалось из его
острых и резких статей в «Современнике». Он был кумир молодых —
слава его ширилась. Неблагонадежность в глазах власти — это был его
отличительный знак, полученный задолго до того, как его привезли на
гражданскую казнь к черному столбу с цепями на помосте на Конной
площади. Это было что-то внутри него, то прямое и умное, то чувство
собственной правоты и достоинства, которые никогда его не оставляли
— даже в камере Алексеевского равелина, даже на каторге. И это
самое они — имя им легион — чувствовали в нем как
опасность.
Есть автономные писатели, не зависящие от своего времени, но
Чернышевский был не таков — он был внутри времени, связан со
временем.
Светлая голова, радикал, надежда науки и ходячий лексикон не
хотел и не мог замыкать себя в кабинетные занятия и рукописные
труды — его принципы вели его к делу, которым было изменение
жизни.
В Петербургском шахматном клубе он сидел за столиком с расставленными фигурами, но не играл, а беседовал с приходящими к нему людьми. Звук этих полуконспиративных бесед до нас не дошел, но мы можем предположить, что там было — Фурье и фурьеризм, отмена крепостного права и община, новые люди и новое общество, конституция и революция. Власти закрыли шахматный клуб: «В нем происходили и из него исходили неосновательные суждения». Ну хорошо хоть шахматы не запретили.
Жизнь бурлила и
была полна «неосновательных суждений» — в редакциях журналов, в
сходках на квартирах, в студенческих кружках. Жизнь была полна
смелых людей, которые заводили в своих имениях и квартирах тайные
типографии, ездили в Лондон к Герцену, провозили в Россию
неподцензурные издания и готовили себя для большого дела. И в
центре всего этого, влиятельный и спокойный, серьезный и
дружелюбный, был Чернышевский. Всем он был виден и известен как
голос «Современника», журналист и критик, но за этим его внешним
проявлением возвышалось что-то тайное, стократ значительнее. Или
только мерещилось?
В кружках и на сходках говорили, что пора создавать «Акулину»
— так шутя называли тайное общество. Четверо заговорщиков в
разговоре при опущенных шторах создавали его под названием «Земля и
воля» — и тут же обменивались рецептом невидимых химических
чернил.
Для строгого рационалиста Чернышевского после «а» неизбежно
следует «б», за мыслью следует действие — и вот уже «Чернышевский
был не только причастен к первичным пятеркам, но был инициатором их
и членом первой из них».
Близорукий человек в очках, часто смотревший поверх очков, с ласковым и одновременно насмешливым взглядом, разбил Россию на округа: Северный, Приуральский, Московский и Южное Поволжье, а Сибирь не включил в свои планы — туда не дотянуться. Человек слова стал человеком дела:
-
«Центральный комитет в Петербурге. С выделением из себя
«Совета».
-
Областной комитет в Петербурге.
-
Областные комитеты в провинциях.
Практическая деятельность: -
Издание прокламаций.
-
Типографии для подземных изданий.
-
Устная пропаганда, особенно в войсках (военные
организации).
-
Организация перевозки литературы из-за границы.
-
Организация для помощи ссыльным.
-
Организация для устройства побегов.
-
Организация для собирания средств, чтобы осуществлять намеченные
цели.
-
Организация связи с Польшей: а) в Петербурге, где находится
отдел Красного польского «Народного Ржонда»; б) в самой Польше; и, наконец,
возникшая уже позже
-
Организация отряда надзора за правительством».
«Он отлично понимал силу народной инерции и знал, что победа прогресса придет не сразу, что будет несколько — и довольно много — волн прилива и отлива. В конечном итоге, несомненно, победит правда и разум, но это будет не скоро, и не одно поколение — этого он не скрывал от нас, молодежи, — положит свои кости в борьбе за воцарение добра. Но в чем он не сомневался — это в том, что уныние, овладевшее высшими сферами после крымского разгрома, логически неизбежно приведет к революции, торжество которой будет непродолжительно и сменится жестокою расправой реакции с передовыми элементами. О себе он знал, что погибнет, но не подозревал, что это случится так скоро. Что больше всего меня в нем дивило — это его вера, даже и мне казавшаяся наивною, в несокрушимую силу правды. Он убежден был, что все разумное непобедимо, что прогресс безостановочен и бессмертен. И еще был у него фетиш — народ. Раз в него попало зерно истины, оно не может не пасть на добрую почву: оно всенепременно взойдет и принесет обильные плоды, неизменно полезные».
О том, какие прокламации Чернышевский написал сам, а какие написали другие под его влиянием или без его влияния — об этом до сих пор спорят историки. Прокламации ходили по рукам, их было множество:
- «От русского центрального революционного комитета»,
- «К образованным классам»,
- «К солдатам»,
- «К народу»,
- «Молодая Россия».
«К народу» точно написал Чернышевский, эта прокламация, написанная народным языком от имени неизвестных лиц, многое растолковывала крестьянам и, в частности, рассказывала им о порядках в Англии и Франции.
|
</> |