
"Успешные" команды Формулы-1 нашего времени: выступают хуже, чем днище-команды

В этот раз мы поговорим про расширение чемпионата и пришествие с 2026 года команды Cadillac. Впервые с 2016 года на стартовой решетке будет больше 10 команд (11, если быть точным. Indycar передает пламенный привет). На днях руководство Ф1 подтвердило, что допустило 11-ю команду на старт.
Но предыдущие полтора года - когда команда (тогда еще не Cadillac, а Andretti) только подала заявку, а ФИА ее одобрила - все, абсолютно все руководители существующих команд говорили следующее (тут без точных цитат, но найти соответствующие заявления не составит труда):
- Зачем нам 11-я команда, она не принесет ничего нового в чемпионат.
- У нас уже есть американская команда (Haas), больше американцев нам ни нада.
- У нас в паддоке сейчас 10 устойчивых и успешных команд, которые и сделали чемпионат таким великим. Новая команда все это только разрушит.
Стартовый взнос для новой команды изначально был заявлен в размере 200 миллионов долларов (чтобы отвадить потенциальных участников), но руководители команд крутили носом: мало, мы потеряем свои призовые, пусть платят больше! Что ж, руководство Andretti заявило, что готово заплатить даже 600 миллионов. Но действующие команды все равно крутили носом. И пока дело не дошло до антимонопольного расследования в Конгрессе США, продолжали ныть свою старую песнь про "У нас и так есть 10 самых наиуспешнейших команд, Andretti не нужон". В результате оказалось, что Cadillac заплатит 450 миллионов. Ну и чего было носом воротить, когда предлагали больше?
А давайте посмотрим на успешность этих десяти успешных команд.
Сезон-2022: 22 этапа + 3 спринта
1 место: команда Red Bull - 759 очков
10 место: команда Williams - 8 очков
Сезон-2023: 22 этапа + 6 спринтов
1 место: команда Red Bull - 860 очков
10 место: команда Haas - 12 очков
Сезон-2024: 24 этапа + 6 спринтов
1 место: команда Red Bull - 666 очков
10 место: команда Sauber - 4 очка
Видите, какая пропасть между первой и последней командой? За 25-30 этапов (включая спринты), когда очки можно было бы заработать ну просто по закону больших чисел и удаче, при минимальной конкуренции (10 команд, 20 машин) - и все равно команды в конце списка набирали жалкие нищенские крохи очков (в районе 0,6% - 1,3% от очков команды-чемпиона). Это лютое позорище, а не успешная устойчивая команда.
А теперь давайте посмотрим на 90-е годы. Про многие тогдашние команды принятно говорить, что они были бедняками-нищебродами и не набирали ни одного очка, что на их выступления было жалко смотреть и что спорту ни к чему такой хоккей: мол, поделом, что обанкротились. И сейчас нам не нужно повторения такого!
Однако надо отметить, что в 90-е в Формуле-1 была сильнейшая конкуренция. На старт выходили до 19 команд и до 35 машин - поэтому они проходили не только квалификацию, но и предквалификацию. А кроме того, самих этапов было намного меньше, чем сейчас: всю первую половину 90-х - лишь 16 этапов. То есть, у любой команды было намного меньше шансов набрать очки, чем сейчас.
Зачастую они и не набирали. Но дело в том, что сейчас очки получают первые 10 пилотов (то есть, ровно половина стартовавших) по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. А тогда, в 90-е, очки набирали лишь первые 6 пилотов (то есть, примерно так 15-25% пелотона) по системе 10-6-4-3-2-1 (в 1990-м за 1-е место давали 9 очков).
Поэтому я пересчитал результаты команд за 1990-1995 годы по современной системе очков. Сколько баллов они бы набрали, будь подход к раздаче баллов таким же, как сегодня? Я отобрал только те команды, которые заняли места ниже 10-го - то есть, условно, ниже, чем сегодняшние "10 успешных и устойчивых команд".
В 17 из 33 перечисленных ниже случаев команды выступили лучше, чем Sauber в сезоне-2024. Причем намного лучше!
В 1994-м легендарный Lotus обанкротился и закрылся из-за плохих результатов - а между тем, в сезоне-2024 он бы с этими очками занял 9-е место, а Larrousse боролся бы и за 8-е. Команда AGS из французской деревни Гонфарон, где работало лишь около дюжины сотрудников, которые платили за гостиничные номера из своего кармана, в 1991-м выступила не хуже, чем в 2024-м успешная команда Sauber с многомиллионным оборотом и 30-летней историей. И только в 8 случаях команды из 90-х и по новой системе набрали бы 0 очков.
Повторю: это в девяностые, когда команд и пилотов было чуть ли не вдвое больше, чем сейчас, а этапов наполовину меньше. Вот где и когда была конкуренция, вот когда было настоящее рубилово за очки.
Поэтому когда сейчас команды не хотят прихода Cadillac/Andretti - то это на самом деле они не об успешности, новизне и традициях чемпионата пекутся. Все они боятся оказаться на одну строку ниже новичков и потерять из-за этого миллионы призовых долларов. Это называется жлобство. Что ж, будем ждать сезона-2026 с новой командой, а пока что посмотрим: может, хотя бы 2025-й окажется поинтереснее, чем три предыдущих года с очевидным победителем.
Статистика из 90-х, это очень интересно!
1990: 19 команд, 35 машин
11 Ligier: по старой системе 0 очков, по новой 22
12 Minardi: по старой системе 0 очков, по новой 14
13 Onyx: по старой системе 0 очков, по новой 6 (закрылись по ходу сезона)
14 AGS: по старой системе 0 очков, по новой 2
15 BMS Scuderia Italia: по старой системе 0 очков, по новой 2
16 Osella: по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись после сезона)
17 EuroBrun: по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись по ходу сезона)
18 Coloni: по старой системе 0 очков, по новой 0
19 Life: по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись по ходу сезона)
1991: 18 команд, 34 машины
11 Larrousse: по старой системе 2 очка, по новой 22
12 Leyton House (выкупили бывшую команду March): по старой системе 1 очко, по новой 36
13 Ligier: по старой системе 0 очков, по новой 28
14 Modena Team Lamborghini: по старой системе 0 очков, по новой 8 (закрылись после сезона)
15 AGS: по старой системе 0 очков, по новой 4 (закрылись по ходу сезона)
16 Fondmetal: по старой системе 0 очков, по новой 1
17 Footwork: по старой системе 0 очков, по новой 1
18 Coloni: по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись после сезона)
1992: 16 команд, 32 машины
11 Jordan: по старой системе 1 очко, по новой 21
12 Minardi: по старой системе 1 очко, по новой 25
13 Larrousse: по старой системе 1 очко, по новой 12
14 Fondmetal: по старой системе 0 очков, по новой 1 (закрылись по ходу сезона)
15 Brabham: по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись по ходу сезона)
16 Andrea Moda (выкупили прошлогоднюю команду Coloni): по старой системе 0 очков, по новой 0 (закрылись по ходу сезона)
1993: 13 команд, 26 машин
11 Jordan: по старой системе 3 очка, по новой 29
12 BMS Scuderia Italia: по старой системе 0 очков, по новой 7 (закрылись после сезона)
13 Tyrrell: по старой системе 0 очков, по новой 2
1994: 14 команд, 28 машин
11 Larrousse: по старой системе 2 очка, по новой 45
12 Lotus: по старой системе 0 очков, по новой 31 (закрылись после сезона)
13 Simtek: по старой системе 0 очков, по новой 3
14 Pacific: по старой системе 0 очков, по новой 0
1995: 13 команд, 26 машин
11 Forti: по старой системе 0 очков, по новой 10
12 Pacific: по старой системе очков, по новой 10 (закрылись после сезона)
13 Simtek: по старой системе очков, по новой 2 (закрылись по ходу сезона)

|
</> |
