СОФОНИСБА АНГВИССОЛА: ТАЛАНТЛИВАЯ, НЕОБЫКНОВЕННАЯ И СЧАСТЛИВАЯ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÑбеÑÑа. 1557 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ Ñ Ð¼Ð¾Ð»ÑбеÑÑа. 1557](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-c88577.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3588764/3588764_original.jpg)
Часть 2.
В принципе, Софонисба Ангвиссола вовсе не собиралась составлять конкуренцию художникам-мужчинам. Изначально предполагалось, что всестороннее интеллектуальное и художественное развитие помогут ей удачно выйти замуж и занять достаточно высокое место в аристократических кругах Ломбардии, а возможно и стать придворной дамой. Вероятно именно об этом изначально и мечтал ее отец.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ðжованни ÐаÑÑиÑÑа Ðазелли, кÑемонÑкого поÑÑа. 1557 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ðжованни ÐаÑÑиÑÑа Ðазелли, кÑемонÑкого поÑÑа. 1557](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-5a0b2d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3589382/3589382_original.jpg)
Но при этом он оборудовал для Софонисбы и ее сестер прекрасную мастерскую, никогда не скупился для них на расходные материалы, на оплату учителей и образовательных поездок, хотя и не был особо богат. После путешествия в Рим, в 1558 году Софонисба Ангвиссола отправилась в новую поездку, на сей раз в Милан. К этому времени ей было уже около тридцати лет, и она считалась признанной и достаточно известной ломбардской художницей. В Милане ее представили герцогу Альба, посланцу испанского короля, и Софонисба написала его портрет.
Герцог Альба был настолько впечатлён работой художницы, что порекомендовал её испанскому королю Филиппу II. В следующем году Софонисба была приглашена к испанскому двору, что явилось фактически официальным признанием её таланта. Надо полагать, Амилькар Ангвиссола был в восторге, поскольку его дочери предложили стать фрейлиной испанской королевы, и добилась этого Софоносба не через замужество или семейные связи, а лишь своим собственным талантом.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1559 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1559](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-5e0956.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3589644/3589644_original.jpg)
Я не нашла сведений о том, собирался ли отец выдать Софонисбу замуж до ее поездки в Испанию. Вполне возможно, что он пытался найти ей жениха, но потерпел неудачу, поскольку пристроить свою умную, талантливую, амбициозную и, увы, не очень красивую и не имеющую большого приданного дочь за достойного кавалера, скорее всего оказалось для Амилькара Ангвиссола неразрешимой задачей. Скорее всего, обладая профессиональным восприятием прекрасного, Софонисба и сама достаточно критически относилась к своей внешности, во всяком случае в своих автопортретах она никогда себе не льстила.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐлизавеÑÑ ÐалÑа СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐлизавеÑÑ ÐалÑа](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-c58c07.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3590043/3590043_original.jpg)
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¿Ð¿Ð° II ÐÑпанÑкого СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¿Ð¿Ð° II ÐÑпанÑкого](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-e1d07d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3590345/3590345_original.jpg)
В Мадрид она прибыла зимой 1559-60 годов, и была назначена фрейлиной Елизаветы Валуа (старшая дочь Генриха II Французского и Екатерины Медичи), третьей супруги короля Филиппа II, на которой он только что женился. Фактически же ее приняли на должность придворного художника и преподавателя живописи для молодой королевы, которая и сама была неплохим художником-любителем.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¥ÑÐ°Ð½Ñ ÐвÑÑÑийÑкой Ñ Ð´Ð¾ÑеÑÑÑ 1561 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¥ÑÐ°Ð½Ñ ÐвÑÑÑийÑкой Ñ Ð´Ð¾ÑеÑÑÑ 1561](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-28b0bd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3590443/3590443_original.jpg)
Софонисба очень быстро подружилась со своей госпожой, а та восприняла ее как непререкаемый авторитет в отношении изобразительного искусства. После того, как Софонисба исполнила несколько парадных портретов (Филиппа II, его сестры Хуаны, Елизаветы Валуа, естественно), она завоевала восхищение и уважение всего испанского двора.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´`ÐндÑÑн Ñ Ð´Ð¾ÑеÑÑÑ. 1565 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð´`ÐндÑÑн Ñ Ð´Ð¾ÑеÑÑÑ. 1565](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-b5fb12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3590682/3590682_original.jpg)
Надо сказать, что официальный парадный портрет был для Софонисбы Ангвиссола на тот момент совершено новым жанром. До приезда в Испанию она в основном писала камерные и жанровые портреты, где допускалась некоторая небрежность в исполнении деталей, а наибольшее внимание художник мог сосредоточить на передачи портретного сходства и характера модели. В парадных портретах требовалась большая тщательность в изображении декоративных элементов: узоров на дорогих тканях, кружева, ювелирных украшений и прочих деталей придворных костюмов.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¸Ð½ÑÐ°Ð½Ñ ÐÐ·Ð°Ð±ÐµÐ»Ð»Ñ ÐлаÑÑ ÐÑÑ
ении и ÐаÑÐ°Ð»Ð¸Ð½Ñ ÐикаÑлÑ. 1569 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¸Ð½ÑÐ°Ð½Ñ ÐÐ·Ð°Ð±ÐµÐ»Ð»Ñ ÐлаÑÑ ÐÑÑ
ении и ÐаÑÐ°Ð»Ð¸Ð½Ñ ÐикаÑлÑ. 1569](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-a75561.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3590942/3590942_original.jpg)
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»ÐµÐ²Ñ ÐÑпании ÐÐ½Ð½Ñ ÐвÑÑÑийÑкой. 1573 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð»ÐµÐ²Ñ ÐÑпании ÐÐ½Ð½Ñ ÐвÑÑÑийÑкой. 1573](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-143854.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3591254/3591254_640.jpg)
Несмотря на непривычность и сложность задачи. Софонисба справлялась с ней без особых проблем. Она руководила художественным образованием не только Елизаветы Валуа, но и ее дочерей, инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы. В 1568 году Елизавета Валуа умерла при очередных родах, но Софонисбу на некоторое время оставили при дворе уже в качестве фрейлины следующей испанской королевы Анны Австрийской.
После смерти Елизаветы Валуа король решил сделать Софонисбе своеобразный подарок за верную службу и выдать ее замуж за одного из самых знатных испанских придворных. Трудно сказать, что сама художница думала на этот счет, ей уже было около сорока лет, и, надо полагать, семейная жизнь ее мало интересовала. Но кто бы стал говорить «нет» королю, тем более, если он решил тебя облагодетельствовать?
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑÑпÑÑжеÑкой паÑÑ. ок.1570 СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑÑпÑÑжеÑкой паÑÑ. ок.1570](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-13b39c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3591655/3591655_original.jpg)
В итоге, в 1571 году Софонисба Ангвиссола обвенчалась с Фабрицио Монкада Пиньятелли, сыном принца Патерно, вице-короля Сицилии. Молодой муж уважал свою супругу и очень поддерживал ее в творчестве, так что, надо полагать, что этот достаточно поздний опыт семейных отношений ее не слишком разочаровал. Тем более, что Филипп II выделил для Софонисбы 12000 дукатов в качестве приданного. Точно неизвестно, где жили супруги после свадьбы. По одной версии с разрешения короля они отправились в Патерно (недалеко от Катаньи) и жили там до смерти супруга в 1579 году (Фабрицио Монкада Пиньятелли умер при невыясненных обстоятельствах). Но возможно также, что они оставались в Испании, лишь изредка выезжая в Патерно. Впрочем, достоверно известно, что церкви в Патрено Софонисба подарила свою работу «Мадонна делла Итриа».
![ÐоÑоÑа ÐалаÑÑо Ðонкада в ÐаÑеÑно ÐоÑоÑа ÐалаÑÑо Ðонкада в ÐаÑеÑно](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-f47440.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3591801/3591801_original.jpg)
![СоÑониÑÑба ÐнгвиÑÑола. Ðадонна делла ÐÑÑиа СоÑониÑÑба ÐнгвиÑÑола. Ðадонна делла ÐÑÑиа](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-bdaa37.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3592083/3592083_640.jpg)
После смерти мужа, художница решила вернуться в Италию, к семье. Испанский король назначил ей пенсию в 100 дукатов ежемесячно, кроме того она получила наследство после смерти мужа, а также за время работы при испанском дворе скопила приличное состояние. Итак, к пятидесяти годам она была богата, свободна и вообще могла делать все, что ей заблагорассудится, несмотря на то. что после смерти ее отца формальным главой семьи Ангвиссола стал ее младший брат.
В 1581 году Софонисба села на корабль, идущий в Геную, капитаном которого был представитель состоятельной генуэзской купеческой семьи Орацио Ломеллино. Софонисба влюбилась в него с первого взгляда. Ломеллино был гораздо младше ее, и происходил не из дворянского, а из купеческого рода, но роман развивался стремительно, и к моменту, когда корабль причалил в порту Генуи, влюбленные уже были твердо намерены пожениться.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¹ женÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пÑоÑилÑ. 1580-е гг. СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¹ женÑÐ¸Ð½Ñ Ð² пÑоÑилÑ. 1580-е гг.](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-8c12db.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3592264/3592264_760.jpg)
Судя по всему, особенного восторга по этому поводу не испытали ни родственники Орацио, ни брат и племянники Софонисбы. Но она была независима от них в финансовом отношении, и, более того, поскольку после смерти Амелькара финансовые дела семейства Ангвиссола пришли в полный упадок, именно Софонисба со своим стабильным и независимым доходом помогала всем своим родным держаться на плаву. Так что власть брата над ней была весьма условной.
![ÐалаÑÑо Ðомеллино в ÐенÑе. СовÑеменнÑй вид ÐалаÑÑо Ðомеллино в ÐенÑе. СовÑеменнÑй вид](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-863305.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3592585/3592585_800.jpg)
24 декабря (накануне Рождества) 1584 года, Орацио Ломеллино и Софонисба Ангвиссола обвенчались в Пизе. После свадьбы они переехали в фамильную резиденцию супруга в Генуе, где для Софонисбы оборудовали живописную мастерскую. Орацио, так же как и первый муж художницы, полностью одобрял и поддерживал все ее творческие проекты. А на склоне лет она переключилась с портретной живописи на композиции на религиозные темы.
![СоÑониÑба ÐнгвÑÑола. ТÑое деÑей Ñ ÑобаÑкой. 1580-е гг. СоÑониÑба ÐнгвÑÑола. ТÑое деÑей Ñ ÑобаÑкой. 1580-е гг.](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-e00583.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3592709/3592709_original.jpg)
Софонисба прожила в Генуе еще почти 35 лет. Брак ее оказался исключительно счастливым, муж помимо всего прочего смог обеспечить ей максимально комфортную жизнь. У нее наладились отношения с племянниками, а также она прекрасно ладила и со своим пасынком Джулио. Своих детей у нее не было. Среди местных художников она считалась непререкаемым авторитетом, и не только занималась с начинающими живописцами, но и давала своего рода творческие консультации или мастер-классы для уже вполне опытных мастеров. В последние годы жизни она переехала в Палермо.
![СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ Ð² ÑÑаÑоÑÑи СоÑониÑба ÐнгвиÑÑола. ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ Ð² ÑÑаÑоÑÑи](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-6177d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3593203/3593203_original.jpg)
![ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð½ Ðейк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¡Ð¾ÑониÑÐ±Ñ ÐнгвиÑÑолÑ. 1624 ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð½ Ðейк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¡Ð¾ÑониÑÐ±Ñ ÐнгвиÑÑолÑ. 1624](/images/main/sofonisba-angvissola-talantlivaya-neobiknovennaya-i-schastlivaya-16ba50.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3593374/3593374_640.jpg)
В 1620 году она написала свой последний автопортрет, а четыре года спустя Софонисбу посетил молодой фламандский художник Антонис ван Дейк, который создал ее портрет в возрасте 92-х (или даже 96 лет). Зрение ее к этому времени ослабло, и писать картины она уже не могла, но ум ее по-прежнему оставался ясным. В это время она с живописи переключилась на благотворительную помощь начинающим художникам.
Софонисба Ангвиссола умерла 16 ноября 1625 года в возрасте 93 (или 98) лет на руках у мужа, обожавшего ее и полагавшего свою супругу «великой среди смертных». Художница была похоронена с величайшими почестями в Палермо в церкви Сан-Джорджо-деи-Дженовеси. В годовщину ее столетия Орацио Ломеллино поместил на ее могиле следующую надпись:
«Софонисбе, моей жене, которая прославлена среди выдающихся женщин мира знаменитейшими изображениями мужчин. Орацио Ломеллино, скорбя о потере своей великой любви, в 1632 году посвятил эту маленькую дань столь великой женщине».
По-моему, для эпохи, в которую жила Софонисба Ангвиссола, это была совершенно невероятная жизнь.