СОФОНИСБА АНГВИССОЛА: ТАЛАНТЛИВАЯ, НЕОБЫКНОВЕННАЯ И СЧАСТЛИВАЯ

топ 100 блогов nikonova_alina20.12.2022
Софонисба Ангвиссола. Автопортрет у мольберта. 1557
Софонисба Ангвиссола. Автопортрет у мольберта. 1557

Часть 2.

        В принципе, Софонисба Ангвиссола вовсе не собиралась составлять конкуренцию художникам-мужчинам. Изначально предполагалось, что всестороннее интеллектуальное и художественное развитие помогут ей удачно выйти замуж и занять достаточно высокое место в аристократических кругах Ломбардии, а возможно и стать придворной дамой. Вероятно именно об этом изначально и мечтал ее отец.

Софонисба Ангвиссола. Портрет Джованни Баттиста Казелли, кремонского поэта. 1557
Софонисба Ангвиссола. Портрет Джованни Баттиста Казелли, кремонского поэта. 1557

Но при этом он оборудовал для Софонисбы и ее сестер прекрасную мастерскую, никогда не скупился для них на расходные материалы, на оплату учителей и образовательных поездок, хотя и не был особо богат. После путешествия в Рим, в 1558 году Софонисба Ангвиссола отправилась в новую поездку, на сей раз в Милан. К этому времени ей было уже около тридцати лет, и она считалась признанной и достаточно известной ломбардской художницей. В Милане ее представили герцогу Альба, посланцу испанского короля, и Софонисба написала его портрет.

Герцог Альба был настолько впечатлён работой художницы, что порекомендовал её испанскому королю Филиппу II. В следующем году Софонисба была приглашена к испанскому двору, что явилось фактически официальным признанием её таланта. Надо полагать, Амилькар Ангвиссола был в восторге, поскольку его дочери предложили стать фрейлиной испанской королевы, и добилась этого Софоносба не через замужество или семейные связи, а лишь своим собственным талантом.

 Софонисба Ангвиссола. Автопортрет. 1559
Софонисба Ангвиссола. Автопортрет. 1559

Я не нашла сведений о том, собирался ли отец выдать Софонисбу замуж до ее поездки в Испанию. Вполне возможно, что он пытался найти ей жениха, но потерпел неудачу, поскольку пристроить свою умную, талантливую, амбициозную и, увы, не очень красивую и не имеющую большого приданного дочь за достойного кавалера, скорее всего оказалось для Амилькара Ангвиссола неразрешимой задачей. Скорее всего, обладая профессиональным восприятием прекрасного, Софонисба и сама достаточно критически относилась к своей внешности, во всяком случае в своих автопортретах она никогда себе не льстила.

Софонисба Ангвиссола. Портрет Елизаветы Валуа
Софонисба Ангвиссола. Портрет Елизаветы Валуа
Софонисба Ангвиссола. Портрет короля Филиппа II Испанского
Софонисба Ангвиссола. Портрет короля Филиппа II Испанского

В Мадрид она прибыла зимой 1559-60 годов, и была назначена фрейлиной Елизаветы Валуа (старшая дочь Генриха II Французского и Екатерины Медичи), третьей супруги короля Филиппа II, на которой он только что женился. Фактически же ее приняли на должность придворного художника и преподавателя живописи для молодой королевы, которая и сама была неплохим художником-любителем.

Софонисба Ангвиссола. Портрет Хуаны Австрийской с дочерью 1561
Софонисба Ангвиссола. Портрет Хуаны Австрийской с дочерью 1561

Софонисба очень быстро подружилась со своей госпожой, а та восприняла ее как непререкаемый авторитет в отношении изобразительного искусства. После того, как Софонисба исполнила несколько парадных портретов (Филиппа II, его сестры Хуаны, Елизаветы Валуа, естественно), она завоевала восхищение и уважение всего испанского двора.

Софонисба Ангвиссола. Портрет Дианы д`Андуэн с дочерью. 1565
Софонисба Ангвиссола. Портрет Дианы д`Андуэн с дочерью. 1565

Надо сказать, что официальный парадный портрет был для Софонисбы Ангвиссола на тот момент совершено новым жанром. До приезда в Испанию она в основном писала камерные и жанровые портреты, где допускалась некоторая небрежность в исполнении деталей, а наибольшее внимание художник мог сосредоточить на передачи портретного сходства и характера модели. В парадных портретах требовалась большая тщательность в изображении декоративных элементов: узоров на дорогих тканях, кружева, ювелирных украшений и прочих деталей придворных костюмов.

Софонисба Ангвиссола. Портрет инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы. 1569
Софонисба Ангвиссола. Портрет инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы. 1569
Софонисба Ангвиссола. Портрет королевы Испании Анны Австрийской. 1573
Софонисба Ангвиссола. Портрет королевы Испании Анны Австрийской. 1573

Несмотря на непривычность и сложность задачи. Софонисба справлялась с ней без особых проблем. Она руководила художественным образованием не только Елизаветы Валуа, но и ее дочерей, инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы. В 1568 году Елизавета Валуа умерла при очередных родах, но Софонисбу на некоторое время оставили при дворе уже в качестве фрейлины следующей испанской королевы Анны Австрийской.

После смерти Елизаветы Валуа король решил сделать Софонисбе своеобразный подарок за верную службу и выдать ее замуж за одного из самых знатных испанских придворных. Трудно сказать, что сама художница думала на этот счет, ей уже было около сорока лет, и, надо полагать, семейная жизнь ее мало интересовала. Но кто бы стал говорить «нет» королю, тем более, если он решил тебя облагодетельствовать?

Софонисба Ангвиссола. Портрет супружеской пары. ок.1570
Софонисба Ангвиссола. Портрет супружеской пары. ок.1570

В итоге, в 1571 году Софонисба Ангвиссола обвенчалась с Фабрицио Монкада Пиньятелли, сыном принца Патерно, вице-короля Сицилии. Молодой муж уважал свою супругу и очень поддерживал ее в творчестве, так что, надо полагать, что этот достаточно поздний опыт семейных отношений ее не слишком разочаровал. Тем более, что Филипп II выделил для Софонисбы 12000 дукатов в качестве приданного. Точно неизвестно, где жили супруги после свадьбы. По одной версии с разрешения короля они отправились в Патерно (недалеко от Катаньи) и жили там до смерти супруга в 1579 году (Фабрицио Монкада Пиньятелли умер при невыясненных обстоятельствах). Но возможно также, что они оставались в Испании, лишь изредка выезжая в Патерно. Впрочем, достоверно известно, что церкви в Патрено Софонисба подарила свою работу «Мадонна делла Итриа».

Ворота Палаццо Монкада в Патерно
Ворота Палаццо Монкада в Патерно
Софонисьба Ангвиссола. Мадонна делла Итриа
Софонисьба Ангвиссола. Мадонна делла Итриа

После смерти мужа, художница решила вернуться в Италию, к семье. Испанский король назначил ей пенсию в 100 дукатов ежемесячно, кроме того она получила наследство после смерти мужа, а также за время работы при испанском дворе скопила приличное состояние. Итак, к пятидесяти годам она была богата, свободна и вообще могла делать все, что ей заблагорассудится, несмотря на то. что после смерти ее отца формальным главой семьи Ангвиссола стал ее младший брат.

В 1581 году Софонисба села на корабль, идущий в Геную, капитаном которого был представитель состоятельной генуэзской купеческой семьи Орацио Ломеллино. Софонисба влюбилась в него с первого взгляда. Ломеллино был гораздо младше ее, и происходил не из дворянского, а из купеческого рода, но роман развивался стремительно, и к моменту, когда корабль причалил в порту Генуи, влюбленные уже были твердо намерены пожениться.

Софонисба Ангвиссола. Портрет молодой женщины в профиль. 1580-е гг.
Софонисба Ангвиссола. Портрет молодой женщины в профиль. 1580-е гг.

Судя по всему, особенного восторга по этому поводу не испытали ни родственники Орацио, ни брат и племянники Софонисбы. Но она была независима от них в финансовом отношении, и, более того, поскольку после смерти Амелькара финансовые дела семейства Ангвиссола пришли в полный упадок, именно Софонисба со своим стабильным и независимым доходом помогала всем своим родным держаться на плаву. Так что власть брата над ней была весьма условной.

Палаццо Ломеллино в Генуе. Современный вид
Палаццо Ломеллино в Генуе. Современный вид

24 декабря (накануне Рождества) 1584 года, Орацио Ломеллино и Софонисба Ангвиссола обвенчались в Пизе. После свадьбы они переехали в фамильную резиденцию супруга в Генуе, где для Софонисбы оборудовали живописную мастерскую. Орацио, так же как и первый муж художницы, полностью одобрял и поддерживал все ее творческие проекты. А на склоне лет она переключилась с портретной живописи на композиции на религиозные темы.

Софонисба Ангвссола. Трое детей с собачкой. 1580-е гг.
Софонисба Ангвссола. Трое детей с собачкой. 1580-е гг.

Софонисба прожила в Генуе еще почти 35 лет. Брак ее оказался исключительно счастливым, муж помимо всего прочего смог обеспечить ей максимально комфортную жизнь. У нее наладились отношения с племянниками, а также она прекрасно ладила и со своим пасынком Джулио. Своих детей у нее не было. Среди местных художников она считалась непререкаемым авторитетом, и не только занималась с начинающими живописцами, но и давала своего рода творческие консультации или мастер-классы для уже вполне опытных мастеров. В последние годы жизни она переехала в Палермо.

Софонисба Ангвиссола. Автопортрет в старости
Софонисба Ангвиссола. Автопортрет в старости
Антонис ван Дейк. Портрет Софонисбы Ангвиссолы. 1624
Антонис ван Дейк. Портрет Софонисбы Ангвиссолы. 1624

        В 1620 году она написала свой последний автопортрет, а четыре года спустя Софонисбу посетил молодой фламандский художник Антонис ван Дейк, который создал ее портрет в возрасте 92-х (или даже 96 лет). Зрение ее к этому времени ослабло, и писать картины она уже не могла, но ум ее по-прежнему оставался ясным. В это время она с живописи переключилась на благотворительную помощь начинающим художникам.

        Софонисба Ангвиссола умерла 16 ноября 1625 года в возрасте 93 (или 98) лет на руках у мужа, обожавшего ее и полагавшего свою супругу «великой среди смертных». Художница была похоронена с величайшими почестями в Палермо в церкви Сан-Джорджо-деи-Дженовеси. В годовщину ее столетия Орацио Ломеллино поместил на ее могиле следующую надпись:

        «Софонисбе, моей жене, которая прославлена среди выдающихся женщин мира знаменитейшими изображениями мужчин. Орацио Ломеллино, скорбя о потере своей великой любви, в 1632 году посвятил эту маленькую дань столь великой женщине».

        По-моему, для эпохи, в которую жила Софонисба Ангвиссола, это была совершенно невероятная жизнь.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
   Когда человек не имеет в голове важных мыслей, его заботят мелочи, но он-то не считает их мелочами. И если взрослый человек живёт мелочными заботами, возможно, его душа – это ребёнок, которому заниматься важными делами рано.    К важным делам направляет человека принесённое Христом ...
Оригинал взят у sinologist в Коммунист ли Мао Цзэдун? Последнее время я довольно часто сталкиваюсь с мнениями определённой группы пользователей жж о роли Мао Цзэдуна в китайской революции как таковой и его влияние на развитие левой мысли в мировом масштабе. Все эти ...
Европа – тот самый старый мир, который видел, пожалуй, все. Любовь и преданность, добрососедство и войны, предательства и измены – все это было пройдено европейскими государствами. Люди во все времена делились на «хороших» и на «плохих». Но были и те, которые создавали что-то хорошее, а п ...
Я довольно много езжу по разным странам, в том числе и по России и в большинстве случаем живу в гостиницах. Хочу сегодня поделиться наблюдением за одним отелем и привести примеры, что нравится, а что нет. Крайний раз мы с группой товарищей жили в "Азимуте" , его и рассмотрим, пока впечат ...
Олег Адольфович Лоялистские граффити в североирландском порту Ларна — первые признаки надвигающегося противостояния, которое может вернуть Британию примерно на два с половиной десятка лет назад. Да, пока это только надписи, но и они уже отражают растущее недовольство местного ...