СУСАННА VS СТАРЦЫ
nikonova_alina — 14.12.2022Как только не изощрялись художники прошлого, чтобы получить законное право изображать обнаженную женскую натуру! Конечно в ход шли все возможные античные сюжеты с участием богинь, нимф и прочих героинь мифов, которые, как всем известно, особо не заморачивались с одеждой, но еще более ценной была возможность найти что-то подходящее в священной истории, в Библии или хотя бы в жизнеописаниях святых. Видимо по этой же причине, одним из самых популярных сюжетов живописи, начиная со Средних веков, стала история Сусанны.
Особый нюанс заключается в том, что история Сусанны, изложенная в 13 главе Книги Пророка Даниила Ветхого Завета, считается неканоническим добавлением к тексту Библии, хотя и неотъемлемой его частью. Суть ее сводится к следующему:
Сусанна, дама столь же красивая, сколь и добродетельная, была женой Иоакима, сына Иоакима Царя Иудейского, богатого и весьма уважаемого иудея. У нее образовались двое высокопоставленных поклонников, пожилые еврейские старейшины (судьи). Почему-то принято считать, что они были глубокими старцами, чья похоть в свете дальнейших событий выглядит особенно омерзительно.
Однако, скорее всего мужикам было лет по пятьдесят-шестьдесят, ведь они регулярно тайком пробирались в сад, где Сусанна гуляла и принимала водные процедуры в личной купальне. Вряд ли они могли приходить в дом Иоакима открыто так часто, как им этого хотелось. Надо полагать, им приходилось перелезать через изгородь, бесшумно красться по самым дальним углам сада (ведь по саду и слуги постоянно сновали, посланные со всякими поручениями), прятаться среди кустов, находясь в засаде неподвижно в течении долгого времени. Все эти развлечения явно не предназначены для дряхлых стариков.
К тому же следили за Сусанной они с конкретной целью, как это написано в тексте: «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею…» Кстати, здесь есть еще одна странность: если так называемые старцы поначалу не открывали друг другу своих желаний, то какого черта они следили за Сусанной вместе. Занимались они этим регулярно и даже с перерывом на обед («…И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили друг другу: «пойдем домой, потому что час обеда», – и, выйдя, расходились друг от друга, и, возвратившись, приходили на то же самое место…»)
Впрочем, постоянно встречаясь в чужом саду, старцы в конце концов перестали морочить друг другу голову и договорились о совместных действиях: «…допытывались друг у друга… <�и>, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну…» Может, они и не обсуждали свои конкретные желания вслух, но, похоже, в их совместных извращенных фантазиях предполагался в том числе и групповой секс.
Сколько продолжался этот парный вуайеризм, источник не сообщает, но в один прекрасный момент, им улыбнулась удача. Видимо, как старцы и представляли себе эту ситуацию, Сусанна вышла в сад, разделась, отослала своих служанок с поручениями (за мылом и маслом), освежилась в купальне, а потом оказалась совсем одна, обнажённая.
Тут-то старцы и вылезли из-за кустов со своими гнусными предложениями. Очевидно, они заранее предполагали, что получат отказ в грубой форме, поэтому начали сразу с шантажа. Они заявили Сусанне, что если она им откажет, то они порвут в клочья ее репутацию, сказав, что видели, что в саду у нее было свидание с молодым любовником.
Для Древней Иудеи это было очень серьезно, поскольку измена мужу каралась смертью. Сусанна оказалась дамой с твердыми моральными убеждениями и глубоким религиозном чувством. Она пошла на принцип и решила погибнуть опозоренной, но не пытаться сохранить жизнь путем реальной измены мужу. Надо полагать, она была уверена, что Бог, который все видит, гораздо круче ее соплеменников.
Нет ничего удивительного, что и ее муж, и прочая публика поверили, когда старцы расписывали во всех подробностях, как они застали бедную женщину с неизвестным мужчиной («…и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы, находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил…»)
Правосудие тогда было скорым, поэтому казнить Сусанну должны были уже в тот же день. Старцы даже настояли на том, чтобы во время судилища она сняла покрывало с лица, что позволило им полюбоваться ее красотой (и, очевидно, предаться напоследок очередной серии своих гнусных фантазий).
Ее уже повели к месту казни, когда в дело вмешался пророк Даниил. До поры до времени он только наблюдал за происходящим, в очередной раз удивляясь человеческим слабостям и гнусностям. Но бедная Сусанна не зря уповала на Господа. Он вмешался в самый последний момент, внушив юному пророку мысль о том, что правду говорит Сусанна, а старцы на нее клевещут.
Даниил велел публике вернуться к месту суда и начать процесс заново. Надо сказать, что он проявил себя как опытный следователь и очень приличный профессионал по части допросов. Он начал работу со свидетелями обвинения заново, и допрашивать их стал по отдельности. Сговориться о единстве деталей в своих показаниях старцы не успели, а, возможно, им и в голову это не пришло. В итоге, один из старцев заявил, что безобразие, которое они наблюдали, происходило под мастиковым деревом (оно же фисташка масличная), а другой уверенно описал зеленый дуб. Так что всем присутствующим стало очевидно, что они внаглую лгут.
Настроение толпы моментально повернулось на 180 градусов, Сусанну объявили образцом добродетели и благочестия и невинной жертвой двух гнусных извращенцев. А старцам тотчас подобрали подходящую статью в законе Моисеевом, и казнили вместо Сусанны. Так что народ, как обычно жаждавший зрелищ, ничего не потерял.
Сусанна вернулась к мужу, а ее родители возблагодарили Бога («…и спасена была в тот день кровь невинная. Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом, мужем ее, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней постыдного дела»). Трудно сказать, что Сусанна на самом деле думала о своем муже, который безо всяких колебаний поверил двум старым развратникам и фактически послал свою жену на смерть, но особого выбора у нее все равно не было.
История святой Сусанны появляется в искусстве еще в эпоху раннего христианства на фресках в римских катакомбах. Имя героини переводится как «лилия», то есть является обозначением чистоты и невинности. Для христиан в периоды гонений, этот сюжет символизировал избавление праведников от дьявольских козней, которое когда-нибудь непременно наступит.
В эпоху Средневековья смысл истории несколько изменился, и Сусанна стала обозначать Церковь, которой угрожали язычники и (ирония судьбы!) иудеи. Также немного позднее в живописи появилась и тема Даниила, вершащего правосудие.
Но большинство живописцев не стремились вкладывать в этот сюжет дополнительную символику, им вполне хватало возможности изобразить красивую обнаженную даму на фоне природы.
Самым оригинальным в трактовке сюжета, пожалуй, оказался Альбрехт Альтдорфер, уроженец Регенсбурга, представитель так называемой «дунайской школы». Картину «Сусанна и старцы» («История Сусанны») он написал в 1526 году. Вообще, если другие живописцы использовали историю Сусанны для обращения к теме обнажённого женского тела или, (еще один возможный вариант), для того, чтобы показать контраст между цветущей молодостью и дряхлой старостью, то Альтдорфер, похоже искал повод для того, чтобы полностью отдаться во власть своих архитектурных фантазий (не случайно через три года художника назначили главным архитектором его родного Регенсбурга).
Большую часть пространства картины занимает изображение некоего грандиозного архитектурного сооружения, которое, вероятно (если исходить из логики изображения), является дворцом Иоакима, мужа Сусанны. Художественный стиль этого здания явно тяготеет к ренессансным итальянским палаццо (есть недоказанная версия, что Альтдорфер побывал в Италии), хотя в архитектурном решении можно найти и элементы готики. Дворец заполнен людьми, которые прогуливаются на всех четырех ярусах дворца, а также пируют на обширной террасе. Логично предположить, что все они могли быть свидетелями происшествия с Сусанной. Хотя скорее всего художник сочетает на одной картине разные моменты истории.
Его Сусанна полностью одета, причем у нее весьма многослойный модный наряд, обнажены только ее ноги до колен, в саду ее окружают три служанки: одна расчёсывает ей волосы, другая доливает воду в таз, а третья держит наготове сосуд с ароматическим маслом. Четвертая служанка собирается подниматься по лестнице на террасу дворца. В одной руке она держит кувшин из-под воды, а в другой – букет лилий, как намек на значение имени героини.
Похотливые старцы прячутся среди зеленых кустов, причем они совсем даже не старцы, а вполне бодрые мужчины средних лет. На переднем плане можно разглядеть целую лужайку прелестных весенних цветов. Средний и задний план картины в ее левой части занимает густой сад, больше похожий на лес.
Но главным героем картины, конечно, является фантазийный дворец, фигурки людей на его фоне не более, чем стаффажи, используемые для заполнения пустого пространства архитектурного пейзажа. Исследователи творчества Альтдорфера утверждают, что «История Сусанны» является закономерным шагом в эволюции творческого метода художника, который стремился максимально умалить значение «человеческого фактора» в искусстве. Логичным завершением этих поисков стала самая известная картина Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием».