УИЛЬЯМ ХОГАРТ. КАРЬЕРА ПРОСТИТУТКИ. 1730
nikonova_alina — 08.12.2022Часть 1.
В марте 1729 года Уильям Хогарт, молодой подмастерье королевского художника сэра Джеймса Торнхилла, признанного мастера монументальной и исторической живописи и члена парламента, тайком сочетался с младшей дочерью своего наставника мисс Джейн Торнхилл. Все было организовано исключительно скромно, потому что жених очень боялся, что отец невесты заподозрит его в корысти, ведь он еще не успел достичь признания и материального благополучия, достаточного для того, чтобы содержать молодую супругу, выросшую в достатке и даже в роскоши.
Хогарту очень хотелось найти свой путь в искусстве. Поначалу он отдавал все свои силы гравюре, но как раз после женитьбы решился наконец заняться живописью. Художнику нравились так называемые жанровые портреты, нечто среднее между неофициальным портретом и жанровой сценкой, когда конкретная модель изображалось в привычной и типичной для нее среде.
Хогарт делал
довольно много зарисовок и набросков, фиксируя все, что касалось
ему интересным и перспективным с точки зрения дальнейшего
использования в своих работах. Так в один прекрасный день он забрел
в дом к проститутке (молодожен, ведомый исключительно
художественным интересом) и сделал набросок с изображением дамы
«с пониженной социальной ответственностью» и ее служанки.
Приятели Хогарта
оценили рисунок (похоже, Уильям не единственный туда
захаживал) и посоветовали развить тему. Уильям охотно
последовал их совету, и довольно быстро создал цикл из шести картин
под названием «Карьера проститутки». Кстати, первоначальный
набросок лег в основу третьей картины.
Вдохновение художника подстегнула и литературная новинка, настоящий бестселлер образца 1722 года, роман «Молль Флендерс» Даниэля Дефо. Сейчас мы помним его по большей части как создателя бессмертного «Робинзона Крузо», но на английских читателей первой половины 18 века именно «Молль Флендерс» произвела впечатление культурного шока. Впрочем, понять почему это книга оказалась столь популярной легко, если прочесть краткое содержание романа, которое укладывается всего в несколько строк. Писатель предварил им основной текст книги:
«Печали и радости Молль Флендерс, рожденной в Ньюгейтской тюрьме, разнообразная жизнь которой составила шестьдесят лет, не считая детства, которая двенадцать лет была шлюхой, пять раз женой (из них один раз — собственному брату), двенадцать лет – воровкой, восемь лет провела в ссылке в Виргинии, наконец разбогатела, жила честно и умерла в раскаянии».
Судя по всему Хогарта, как и большинство его современников, вдохновили именно те 12 лет Молль Флендерс, которые она провела в качестве проститутки. Он даже назвал свою героиню Молль в честь героини романа. Но вот фамилию Молль из серии Хогарта получила другую – Хэкебаут, в честь реальной проститутки Кейт Хэкебаут, сестры известного бандита Френсиса Хэкебаута, повешенного все в том же 1730 году. Сама Кейт в тогда же была арестована по обвинению в содержании борделя, и эта часть истории тоже нашла отражение в серии Хогарта. Кстати, имя, которое дал своей героине Дефо означает «фламандская потаскушка», якобы это был псевдоним, под которым скрывалась реальная женщина, записки которой Дефо лишь обработал и опубликовал в формате романа. Но Хогарт вспомнил, что имя Молль может в английском языке быть и сокращением от Мэри. Так что героиню его серии официально можно именовать Мэри Хэкебаут.
К сожалению, картины Хогарта, которые вызвали настоящий ажиотаж в лондонском обществе, до нас не дошли. Но гравюры, которые художник выпустил, когда понял, что сюжет пользуется спросом, сохранились в изрядном количестве. Так что именно несчастной Молль Хэкебаут художник обязан своим успехом, признанием и материальным благополучием, а еще и тем, что сэр Джеймс Торнхилл в конечном итоге примирился с выбором дочери, принял зятя и даже впоследствии упомянул его в своем завещании.
Итак, серия Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» состоит из шести отдельных композиций:
1. «В ловушке сводницы»;
2. «Ссора с евреем-покровителем»;
3. «Арест»;
4. «Сцена в Брайдвелле»;
5. «Умирает, пока доктора спорят»;
6. «Похороны».
Каждую из сцен Хогарт снабжает огромным количеством деталей, в которых содержатся дополнительные подробности и намеки, позволяющие читать каждую из гравюр как настоящую главу из книги жизни несчастной Молль Хэкебаут. Именно эта многозначительность и принесла гравюрам Хогарта такую популярность. Кроме того, публике нравились узнаваемые реальные детали быта, известные люди, которыми Хогарт щедро населял свои назидательные композиции.
Продолжение следует...