И СНОВА АНИСКИН


Часть 3.
О других семьях местных мастеров в фильме не рассказывается, и о том, какие еще промыслы были представлены в отдельно взятом сибирском селе мы можем судить только по упоминаниям в разговорах персонажей фильма и по его визуальному ряду.


Несколько раз в фильме упоминается богородская резьба и богородская игрушка. Этот промысел возник в деревне Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Это резьба по дереву, связанная с местными фольклорными традициями и особенными приемами обработки дерева, которые сложились здесь еще в 15 веке в Троице-Сергиевой лавре. В 19 веке игрушки изображали дровосеков, разносчиков, грибников, музыкантов, дам и гусаров. Позднее, уже в советское время стали изображать животных и птиц, фигурки с движением и самых разнообразных людей. Основой для такой игрушки служила трехгранная призма, которая получается при разрубании полена на несколько частей.


Также в кадр попадали и вышивки. Россия была исключительно богата на этот вид ремесла, и практически в каждом регионе возникали свои вышивальные традиции. По определению вышивка – это вид прикладного искусства, предназначенный для украшения одежды и бытовых предметов из ткани, на которой иглой или крючком вышивается орнамент или изобразительный мотив. На Руси это было самое распространенное женское рукоделие. Мотивы народных узоров восходят к глубокой древности, когда они имели глубокий сакральный смысл. Например, на Севере России была распространена роспись (или полукрест) – двухсторонний шов по белому фону, в центре изображалась женская фигура, по бокам – всадники или птицы. Для Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской областей была характерна цветная перевить – белые фигуры геометрического орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью с редким включением других цветов.
В Сибири (и в частности, в Томской области), куда в силу обстоятельств попадали люди из самых разных российских регионов, мирно сосуществовали все типы вышивок, их сочетания, и производилось даже что-то своего собственного изобретения.



Злоумышленники не стали забирать из музея вещи, выполненные в технике хохломской росписи, вероятно, поскольку хохлома – это один из самых популярных народных промыслов, и ассоциируется, скорее с сувенирами для иностранцев, и жостовские подносы, которые, вероятно показались им слишком громоздкими. А вот резьба по кости была украдена, и нам так и не показали эти шедевры.


Зато в кадр попал редкий старинный гжельский кумган, на котором была выполнена не привычная нам всем синяя, а цветная роспись. Художник Бережков в порыве художественного патриотизма прочел Анискину целую лекцию о том, что «иностранные мастера веками бились над тем, чтобы создать такие предметы, а открыли такое сочетание линий и красок русские мастера» (цитата не точная!).
Загадкой представляется и блюдо, на котором неизвестный мастер изобразил в образе всадника-воина Емельяна Пугачева. Дело в том, что в фильме так и не уточнили, в какой технике была выполнена эта вещь, было ли это чернение по серебру либо роспись по фаянсу. Во всяком случае, реальных произведений народного искусства такого рода мне не попадалось. Кстати, в повести этот мотив был обыгран гораздо логичнее, поскольку там фигурировала икона, где в образе Георгия Победоносца иконописец скрыл портрет Емельяна Пугачева, якобы хранившаяся до революции в одной из церквей Владимира.

Очевидно, что в данном случае Липатова вдохновила история очень известного портрета Емельяна Пугачева, написанного поверх портрета неизвестной дамы (возможно даже императрицы Екатерины II), который хранится в Историческом музее в Москве.
Немного различается и мотивы, которые подвигли главного злодея затеять всю эту запутанную многоходовку с кражами. В фильме он просто мелкий жулик, который, вполне возможно, работал по заказу кого-то из коллекционеров, поскольку сбыть произведения народного искусства не так просто, как это было бы с иконами. А в повести преступник сам оказывается коллекционером, которому не давала покоя мысль, что деревенские шедевры древнерусского искусства находятся не в его коллекции, по крайней мере так он объяснил мотив своего преступления Анискину.
Впрочем, и в фильме и в повести все кончилось вполне благополучно для произведений искусства.
P.S. В повести есть один очень симпатичный момент, отсылающий зрителя к предыдущей истории «Анискин и Фантомас». Мальчишки Петька Опанасенко и Витька Матушкин, которые ограбили сплавконторскую кассиршу, оказывается, исправились и стали первыми добровольцами-помощниками участкового. Именно им Анискин поручил поиск тайных схронов в окрестных лесах, где преступник хранил чемоданы с похищенным. Петька с Витькой несколько дней бродили по тайге, но места нашли, и во многом благодаря им сыщикам удалось блестяще завершить свою операцию