И СНОВА АНИСКИН: ИСКУССТВО, КИНО И ДЕТЕКТИВ


Часть 1.
В середине июня 1978 года на экраны Советского Союза вышел завершающий фильм из трилогии об участковом милиционере Анискине. Это было сразу две лебединые песни: актера Михаила Жарова, который выступил в этом минисериале не только как ведущий актер, но и один из режиссеров, и самого писателя и сценариста Виля Липатова, создателя образа замечательного человека «из народа» и эталонного экранного милиционера. Для Михаила Жарова это была последняя роль в кино (он ушел из жизни три года спустя, в 1981, но больше уже не снимался), а для Липатова – последний сценарий фильма, созданный им лично (он умер в следующем, 1979 году в возрасте 52 лет).

Для меня самым интересным в этой истории была необычная тема, которую Липатов положил в основу сценария – кража предметов народного декоративно-прикладного искусства из деревенского музея. Виль Липатов начинал свою карьеру как репортер, поэтому в своих произведениях всегда очень внимательно относился к фактам, умел выявить и зафиксировать какие-то особо характерные моменты того или иного явления. Вот и в данном случае в принципе, по содержательной части придраться совершенно не к чему, поскольку в некоторых деревнях в 1960-х-70-х годах по инициативе местных активистов-краеведов, а зачастую и при полной поддержке колхозного или совхозного руководства действительно создавали свои музеи, и иногда очень неплохие. Такой музей мог находиться при школе, а мог и в каком-то другом специально выделенном здании, например, в заброшенной церкви или в нежилом доме. Некоторые сельхозпредприятия-миллионеры могли даже и новое здание построить специально для такого музея или картинной галереи.
Но при этом есть один любопытный нюанс. Дело в том, что в основу сценария фильма «И снова Анискин» легла киноповесть Виля Липатова «Анискин и Боттичелли», где сюжет был выстроен вокруг нескольких краж ценных икон. Пострадали церковь, директор школы Яков Власович и старуха Анна Валериановна. Вообще-то кража икон в данном случае была бы гораздо логичнее, поскольку именно 1960-е-70-е годы были периодом расцвета интереса коллекционеров к древнерусской живописи, и, соответственно, временем, когда оживились клюквенники и дельцы черного рынка антиквариата. Ситуации, связанные с кражами икон и попытками вывезти их за границу, например, упоминаются в детективных романах Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи» или Сергея Высоцкого «Анонимный заказчик», написанных примерно в то же время.
Но, вероятно, Липатову не разрешили использовать эту тему по цензурным соображениям, а жаль. Уж очень колоритным у него получился молодой священник отец Владимир, сосланный в деревню из областного Ромска (он же Томск), поскольку благочинный застукал его вместе с попадьей (!) в штатском (!!) в ресторане (!!!) К тому же зрители узнали бы, что в деревне Сосновка сохранилась церковь, и несмотря на все антирелигиозные компании, в которых Анискин лично участвовал еще в юности, количество прихожан было достаточным, чтобы местный поп вел весьма приятную безбедную жизнь.

Однако деревенский священник отец Владимир был заменен на городского художника Егора Венедиктовича Бережкова, а его супруга, модельер, получила свое имя по наследству от попадьи и осталась Ларисой. На самом деле появление художников в отдалённых деревнях в 1960-х-70-х годах, особенно на севере, например, в Вологодской или Архангельской областях, также было весьма характерной приметой времени. Многие мастера «сурового стиля» «шли в народ», чтобы, также как и Егор Бережков, «познать истоки русского быта, найти неповторимый народный почерк», и написать, в итоге, собственный шедевр под названием «Молодость земли».




В кадре иногда мелькают небольшие этюды, которые Бережков выполнил в качестве подготовительных для своей основной работы, и по ним можно представить, что он тоже работал в рамках «сурового стиля», о чем свидетельствует мрачноватый колорит и плоскостная трактовка фактуры. Другая его работа – роспись детского сада, которая также появляется в кадре, указывает на него как на сложившегося профессионала, которому уже приходилось иметь дело с подобными заказами, ориентированными на детей. Возможно, у себя в Ромске он также иногда подрабатывал, расписывая стены школ и детских садов, или же занимался оформлением детских книг.

Итак, в первых кадрах фильма мы узнаем, что в деревне Сосновка силами местных энтузиастов открыт музей декоративно-прикладного искусства. Очевидно, что главным инициатором его создания как раз и был художник Бережков, который, в отличие от деревенских жителей, понимал не только «красоту окружающей нас природы, но и красоту окружающих нас вещей».

В основу музейной коллекции легло собрание старейшего деревенского учителя Ивана Михайловича Саввина, в котором находились весьма любопытные, ценные и разнообразные предметы. В фильме появление в глухой сибирской деревне столь выдающихся произведений народного искусства объясняется тем, что в свое время туда за «строптивость и вольнодумство» были сосланы несколько семей народных мастеров из разных городов России. И поскольку народное декоративно-прикладное искусство обычно имеет жесткую привязку к конкретной местности, в деревенском музее в глубине Сибири и оказались представлены произведения самых народных промыслов из разных регионов страны.
Продолжение следует…