ПЕТРУС КРИСТУС. ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ (ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ДАМЫ). Ок.1465-1470
nikonova_alina — 15.11.2022Часть 1.
3 июля 1468 года во фландрском городе Дамме состоялось главное светское событие сезона – грандиозная свадьба герцога Бурундского Карла Смелого и английской принцессы Маргариты Йоркской, сестры короля Эдуарда IV. Брак этот был чисто политическим предприятием, поскольку Бургундии требовался мощный союзник в борьбе с Францией, а английским Ланкастерам, которых многие в Европе считали узурпаторами, - влиятельная поддержка континентальной Европы. Но тем не менее невеста, высокая статная блондинка, произвела на фламандцев вполне благоприятное впечатление. А вместе с ней на свадьбу прибыл весь цвет английской знати, сред которых было и семейство Толботов, - Джон Толбот, 2-й граф Шрусбери, его супруга леди Элизабет Батлер и их семеро детей, старшей из которых была дочь Энн.
Именно тогда, летом 1468 года, художник из Брюгге Петрус Кристус (или Питер Кристафсен), известный как преемник самого Яна ван Эйка, и написал, как предполагается, ее портрет. И это оказалось одно из самых известных и знаковых произведений искусства 15 века, настоящий образ эпохи в лице юной, прелестной и загадочной особы.
Вообще, идентификация модели на портрете с начала 19 века вызывала острейшие дискуссии у специалистов. Дело в том, что на раме картины есть латинские надписи. Первым из разглядел немецкий историк искусства и художественный критик Густав Фридрих Вааген, будущий директор Берлинской картинной галереи, где портрет хранился с начала 1820-х годов, после того, как для прусской королевской коллекции была выкуплена часть собрания старых мастеров английского коллекционера и галерейщика Эдварда Солли. Изучая произведения искусства, недавно прибывшие для пополнения фондов только что созданной Берлинской галереи, Вааген в лучших музейных традициях делал подробнейшие описание всех характерных особенностей и дефектов купленных картин, в том числе и надписей на рамах.
В коротком тексте на раме портрета молодой дамы, написанном на латыни, упоминалось, что на картине изображена «племянница знаменитого Тобота». Исследователи предположили, что автор надписи имел в виде 1-го графа Шрусбери, Джона Толбота. Проблема была лишь в том, что единственная племянница этого Толбота, Анкарет, умерла во младенчестве, не дожив до того возраста, когда ее можно было бы изобразить в виде молодой дамы. Однако спустя некоторое время в научную дискуссию включился еще один искусствовед, шотландец Лорн Кэмбелл, который заявил, что латинское слово «nepos» можно перевести не только как «племянница», но и как «внучка», и тогда все встало на свои места, а модель художника обрела свое предполагаемое имя: Энн Толбот, в первом замужестве леди Вернон, во втором замужестве леди Ширли. У Толботов была и еще одна дочь, Маргарет, но она родилась в 1460 году (тогда как Энн — в 1445), так что на момент написания портрета ей было около 8 лет.
Правда, кое-кто (а, точнее, директор Лондонской национальной портретной галереи Джордж Шарф) пытался оспорить эту версию, утверждая, что на портрете могла быть изображена Алиса Гримстон, первая супруга Эдварда Гримстона, английского дипломата, который был на службе при бургундском дворе в 1440-х годах). Дело в том, что в Лондонской картинной галерее хранится портрет Гримстона, также написанный Петрусом Кристусом, но только в 1446 году. Портрет Гримстона является левой створкой диптиха, правая часть которого была утеряна, из чего и был сделан вывод, что портрет молодой женщины, голова которой повернута влево мог оказаться утерянным портретом Алисы Гримстон. Версию Шарфа разгромили в пух и прах еще в начале 20 века, доказав, что ни фон, ни размеры досок портрета Гримстона и портрета молодой женщины не совпадают.
Датировку и авторство портрета окончательно доказал в 1953 году сам Эрвин Панофский. А первоначально авторство Петруса Кристуса определил все тот же глазастый директор Берлинской галереи Вааген, который нашел надпись на раме «PETR XPI», что на его взгляд однозначно являлось подписью художника. Он же на основе идентичной подписи помог установить авторство картины «Святой Элиний и святая Годеберта в мастерской» из Метрополитен-музея, и тем самым вообще ввел имя художника Петруса Кристуса в научный оборот.
Изначально картина датировалась примерно серединой 1440-х годов (откуда и возникла идея о жене Эдварда Гримсона), но вывод этот был сделан искусствоведом Вольфгангом Шёне исключительно на основе анализа фасона одежды и его сопоставления с модными тенденциями 15 века. Панофский решительно отверг эту датировку, заявив, что она занижена как минимум на 20 лет. Сам он сопоставил портрет Петруса Кристуса с портретом Марии Портинари Ганса Мемлинга и миниатюрами из иллюминированной рукописи «Хроники Фруассара» Лодевейка ван Грутхусе, довольно точно датированными 1470-м годом, и определил, что модели платьев и форма головного убора эннена на обоих портретах сходны и относятся к высокой бургундской моде 1460-х-1470-х гг., а не к более ранней моде 1440-х гг. Это был достаточно точный и важный вывод, поскольку именно Бургундия считалась на протяжении всего 15 века законодательницей европейской моды,
Кроме того исследователи отмечали, что композиционные приемы, использованные Петрусом Кристусом на портрете, и , в частности, увеличенная глубина сцены в сочетании с усложненным освещением, однозначно указывают на более поздний период творчества художника.
«Портрет девушки» впервые был упомянут в документах в 1492 году. Это была опись имущества семейства Медичи, где он фигурировал как «небольшая доска с бюстом французской дамы, писанная мастером Пьетро Креши из Брюгге». Не стоит обращать внимание на слово «французской». поскольку составитель описи все картины, не относящиеся к работам итальянских мастеров, обозвал французскими, не выделяя среди авторов фламандцев или нидерландцев. Зато картина стоила запредельные для того времени 40 флоринов и выставлялась публично, что свидетельствовало о невероятно высокой эстетической оценке этого портрета. Затем «Портрет девушки» сменил нескольких владельцев, к началу 19 век попал к английскому галерейщику и арт-дилеру Эдварду Солли, который активно скупал живопись по всей Европе в годы наполеоновских войн, а от него уже в коллекцию прусских королей, которая легла в основу Берлинской национальной галереи.
Продолжение следует…