ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН. ЗИМА. 1889-93

топ 100 блогов nikonova_alina01.12.2022
Пьер Пюви де Шаванн. Зима. 1889-93
Пьер Пюви де Шаванн. Зима. 1889-93

        Западноевропейские художники не слишком часто обращались к зимней теме в своих работах. Вероятно, для них это было не самое выигрышное время года с эстетической точки зрения. Холод, ветер, дождь..., снег только выпадет и уже превращается в мерзкую мокрую кашу, - и  что тут можно из всего этого извлечь? Если только философскую притчу.

Пьер Пюви де Шаванн в своей мастерской
Пьер Пюви де Шаванн в своей мастерской
Парижская ратуша (Отель де Виль) в 1870-х гг. (частично разрушенная после событий Парижской коммуны)
Парижская ратуша (Отель де Виль) в 1870-х гг. (частично разрушенная после событий Парижской коммуны)

Именно так и поступил Пьер Пюви де Шаванн, вероятно, один из самых «закрытых» художников в истории французского искусства, самоучка, эстет и затворник (в своей мастерской на площади Пигаль), символист и мастер аллегории. В самом конце 19 века он получил заказ на фрески для парижской ратуши, и работа эта продолжалась около четырех лет с 1889 по 1893 годы. К этому времени Пюви де Шаванн уже успел зарекомендовать себя как блестящий мастер монументальной живописи, исполнив росписи амфитеатра в Сорбонне, панно для Бостонской библиотеки, заказы для муниципалитетов Лиона, Марселя и Руана, а также значительную часть фресок Пантеона в Париже со сценами из жизни святой Женевьевы, покровительницы города.

Пьер Пюви де Шаванн. Святая Женевьева созерцающая Париж. 1898
Пьер Пюви де Шаванн. Святая Женевьева созерцающая Париж. 1898

Пюви де Шаванн имел собственную концепцию монументальной живописи, которую и старался последовательно реализовывать:

«…Стенная живопись во Франции отличается злоупотреблением претенциозными жестами и излишними красками; таковы плафоны Версаля. И по мере того, как я все более и более удалялся от этого трескучего и высокопарного, пустого и тяжеловесного искусства –, у меня выработалась идея моей живописи сдержанной, простой и сконцентрированной. Я стремился к тому, чтобы Я стремился к тому, чтобы каждая краска не контрастировала с окружающим, чтобы каждый жест что-нибудь уважал. Вместо того, чтобы дырявить стену своим панно (как это бывает с чересчур разработанной живописью), я довольствовался тем, что просто украшал ее…»

Именно эту собственную теоретическую программу Пюви де Шаванн и постарался реализовать в росписях парижской Ратуши. Одна из самых известных, концептуальных и загадочных работ этого цикла называется «Зима».

Пьер Пюви де Шаванн. Зима. Эскиз
Пьер Пюви де Шаванн. Зима. Эскиз

Сюжет полотна (а Пюви де Шаванн был вынужден писать фрески в своей мастерской маслом на холсте, хотя мечтал о возвращении к ренессансной технологии темперной живописи по сырой штукатурке) представляет собой аллегорическое представление о Железном веке в декорациях условной зимней Древней Греции, засыпанной снегом и скованной зимними морозаи.

Согласно идее художника Железный век – это эпоха жестоких испытаний для тех, кому выпала участь в ней жить. Отсюда и общая атмосфера холода и какой-то всеобщей бесприютности и безнадежности. Картина достаточно четко разделена на три плана, передний и средний засыпаны тонким слоем спрессованного снега с вкраплением льда, а задний план занимает холодное зимнее закатное небо и море, уходящее за горизонт. Средний план художник занимает изображением рощи, состоящей из высоких деревьев, похожих на пирамидальные тополя, с тонкими черными стволами. Листва давно облетела, поэтому роща просматривается насквозь. Пюви де Шаванн никогда не писал реальную природу, его эталоном были правильно выстроенные классицистические пейзажи Никола Пуссена или Клода Лоррена.

Пространство холста заполнено группами людей, которые занимаются самыми разными хозяйственными делами, в основном, связанными с попытками согреться и добыть себе пропитание. Двое мужчин на переднем плане тащат вязанку хвороста, еще одна собранная вязанка лежит на разрубленной части ствола дерева в правом нижнем углу картины. В левом углу мужчина и ребенок пытаются согреться у костра, а лесоруб, рубивший еще один лежащий ствол дерева, прервался, чтобы получить кусок хлеба из рук женщины в белом покрывале. Видимо дрова, в которые должно  превратиться дерево, предназначены для нее и для старика благородной наружности, выходящих из некоей каменной постройки, напоминающей гробницу или храм.

В центре композиции находится мужчина, корректирующий деятельность троих дровосеков, которые с помощью троса собираются свалить еще одно сухое дерево. Группа полуобнажённых мужчин, занятых тяжелым физическим  трудом, считается одной из самых великолепных в творчестве художника. Их мускулистые торсы, крепкие напряжённые руки и ноги кажутся заимствованными из некоей скульптурной группы, изображающей укрощение коней.

Поскольку композицию работы организуют вертикально стоящие деревья, Пюви де Шаванн пишет вертикальным, а не наклонным, даже то дерево, которое собираются свалить дровосеки.

Пьер Пюви де Шаванн. Зима. Фрагсмент
Пьер Пюви де Шаванн. Зима. Фрагсмент

На заднем плане изображена группа всадников, возвращающихся с охоты. Иногда утверждается, что художник чуть ли не единственный раз в своей творческой биографии попытался изобразить социальное неравенство, поскольку всадники-богачи и бедняки-труженики как будто существуют в разных измерениях, не пересекаясь друг с другом. Бедняки зимой испытывают голод и холод, для них это время, когда само выживание становится проблемой, а для богачей зима – это время новых сезонных развлечений. С другой стороны, сцены охоты, начиная с эпохи Средневековья были обязательными в композициях, представляющих зиму, как типичное занятие соответствующего времени года.

Хотя вполне возможно, что в общине, представленной на панно, вовсе нет жесткого социального разделения, и олень, добытый охотниками, вскоре будет зажарен на том костре, что мы видим на переднем плане, и разделен между всеми персонажами полотна. Пюви де Шаванн вообще считал, что работа является естественным условием человеческой жизни, «радостной обязанностью людского рода», и только все вместе люди могут преодолеть голод и холод, и выжить в таком сложном и опасном мире, где надо всем господствует зима.

Деревья не столько разделяют, сколько объединяют группы людей на разных планах картины. Несмотря на общий холодный тон полотна, в котором доминируют сере, белые и коричневые оттенки, красноватый костер, розоватые блики на снегу, и темно-розовое небо над густо-синей морской гладью дают зрителю некую надежду на скорое и благополучное окончание зимы, и вообще в целом на перемены человеческой жизни к лучшему.

P.S. Идея разделения периодов существования человечества на века Золотой, Серебряный, Медный, Век Героев и железный восходит к поэме Гесиода «Труды и дни», созданной примерно в 700 году до н. э., которая считается первым произведением дидактического жанра в древнегреческой литературе:

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

Зевс поколенье людей говорящих погубит и это

После того, как на свет они станут рождаться седыми.]

Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно

Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В марте 1988 года для Горбачева подготовили справку о массовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 года. Я выбрал несколько строчек на одну тему. 10-11 июня 1957 года чрезвычайное происшествие в городе Подольске Московской области. Хулиганские ...
aion_ru: Творческий конкурс «Двойники Зазеркалья» ...
итак, разрешение на фотоаппарат у девушки моего брата не получено. так что моя первая поездка в Европу под угрозой отсутствия фотоотчета. а очень бы хотелось. все-таки фотографировать будет где: Венгрия, Хорватия, Италия и Австрия. две недели ...
А еще я сейчас задуряюсь по каталогизации - на многих ресурсах есть такой сервис, ...
 На глазах одного поколения Россия превратилась в вотчину Вована. Не то что она до него была жутко демократичной, но туземцы вчистую стащили с себя даже намек на западные побрякушки и демонстрируют миру свою голую задницу, отбивая поклоны Ботоксу. Хвалить за это или ...