БЕЗУМИЕ АРНОЛЬДА БЕКЛИНА
nikonova_alina — 12.12.2022Часть 1.
Одно из распространенных обывательских мнений об искусстве заключается в том, что если художник пишет странные картины, то у него точно проблемы с психикой. И очень часто некоторая доля истины в этом суждении действительно есть.
Вот и с Арнольдом Бёклиным, одним из по-настоящему культовых художников второй половины 19 века, все было совсем не просто. Родился он в 1827 году в Базеле, в семье средней руки торговца тканями, который позднее переключился на торговлю недвижимостью. Арнольд был третьим из восьми детей, так что лишних денег в семье не было, и когда он решил стать художником, его отец, мягко говоря, был не слишком доволен. Но вот поскольку некоторая доля артистической крови в семье присутствовала, так как мать художника состояла в отдаленном родстве с Гансом Гольбейном Младшим, то фрау Бёклин поддержала Арнольда в его желании учиться живописи.
В итоге, мать привлекла на свою сторону еще и друга семьи, а по совместительству школьного учителя Бёклина Вильгельма Вакернагеля, и в результате составленного заговора отца Арнольда удалось убедить отправить сына учиться в Академию художеств в Дюссельдорф. Это было в 1845 году. И тогда никаких отклонений в состоянии физического или психического здоровья Арнольда Бёклина никто не замечал. Он был нормальным молодым человеком невероятно большого роста и громадной физической силы.
Впрочем, кое-кто из его знакомых все же отмечал некоторые странности в его поведении, в частности, немотивированную вспыльчивость и резкие колебания настроения, но трудно сказать, насколько они выходили за рамки чисто артистического темперамента. Была и еще одна странность в состоянии Бёклина, многие упоминали о его отвращении к письму (возможно, это была дислексия). Вообще, есть мнение, что по отцовской линии у художника была психопатическая наследственность.
После окончания учебы Бёклин мечтал съездить в Италию (авторитет итальянской школы тогда еще оставался непререкаемым), но денег у него хватило только на поездку по городам Северной Европы (хотя, тур Страсбург-Мангейм-Аахен-Брюссель-Антверпен, тоже получился довольно познавательным). А вот в следующем 1848 году Арнольду удалось накопить денег для поездки в Париж (видимо он воспользовался спонсорской помощью некоего графа Шака, который обратил на него внимание еще, когда он учился в академии).
Все было бы совершенно замечательно, но путешествие в Париж совпало с революционными событиями, которые охватили тогда многие европейские столицы, в том числе и французскую. Бёклин никакого отношения ни к каким революциям не имел, к тому же он в основном проводил время в Лувре, изучая его коллекцию, работы старых мастеров и современных художников (видимо революция совершенно не влияла на часы работы музея). Однако все, что происходило вокруг, здорово его испугало.
Люди по-разному реагируют на подобные экстраординарные события с трагическим уклоном. Кто-то может даже и вдохновиться новыми необычными впечатлениями, а добропорядочный швейцарец Арнольд Бёклин воспринял все эти социальные катаклизмы очень нервно. Есть свидетельства, что сначала у него испортился сон, а потом он начал страдать приступами сомнамбулизма. Его нервозность и резкие перепады настроения только усугубились. Короче, видимо, он испытал сильный стресс, а, возможно, и нервный срыв.
В 1849 году Бёклин вернулся в Базель, вероятно, надеясь, что привычная и стабильная обстановка родного города поможет ему успокоиться и восстановить душевные силы. Но там его словно поджидала очередная порция несчастий. Впрочем, началось все совершенно замечательно, поскольку Арнольд неожиданно встретил свою первую любовь, дочь бондаря Луизу Шмидт. Молодые люди обручились, а вот до свадьбы невеста не дожила, умерла молодой, красивой и невинной.
После смерти Луизы Бёклин уже не смог оставаться в Базеле. Видимо ему уже стало глубоко все равно, хватит у него денег на поездку в Италию, или нет, он собрал свое небогатое имущество и рванул в Рим. Там он провел семь лет, излечился от душевных ран, и нашел новую любовь в лице Анжелы Паскуччи, дочери стража Ватикана.
Постепенно все стало налаживаться. Романтические отношения быстро закончились свадьбой (все же Бёклин был исключительно добропорядочен), и в 1854 году родился его первый сын Фриц, а затем и второй – Арнольд. Всего в семье к 1876 году родилось девять детей, и всех их Бёклин нежно любил. Он вообще был одним из тех немногих представителей художественного мира, кто сознательно избрал для себя традиционные семейные отношения безо всяких походов налево в поисках новых муз или острых ощущений.
Бёклин много раз менял место жительства: в 1859 году он перебрался в Мюнхен, затем в 1860 отправился в Веймар, преподавать в Художественной школе, через два года снова сорвался с места и вернулся в Италию, потом были Базель, Мюнхен, Флоренция, пока в 1892 году в возрасте 65 лет (выйдя, так сказать, на пенсию по состоянию здоровья) он не обосновался окончательно в собственном доме в Сан-Доменико-ди-Фьезоле. Оттуда в последние 9 лет своей жизни (а он умер в 1901 году) он только изредка выбирался во Флоренцию. Кстати, подобная склонность к постоянной перемене мест также может относиться к разряду психопатических аномалий.
Но во всех этих бесконечных переездах семья непременно его сопровождали и постоянно беременная жена, и маленькие дети. Вероятно, художник вполне мог бы работать вахтовым методом, если уж так получилось, что он периодически находил либо преподавательскую работу, либо заказы в разных городах и даже в разных странах, а затем возвращаться к семье, которая могла бы жить постоянно либо в Базеле у его родни, либо в Риме у родственников жены. Но Бёклин обожал своих детей и, похоже, не представлял своей жизни без них: «…Я люблю улавливать сущность их натуры в движении. Я пристрастен к ним, пока они маленькие. Уже тогда в каждом из них видны характер, склонности индивидуальность… У меня много детей и много с ними радостных минут, но много и работы…»
К сожалению, с детьми были связаны не только радостные минуты. В 1868 году погибла семилетняя дочь Бёклина, Лаура. Судя по всему, это был несчастный случай (девочка неудачно упала и ударилась головой) из тех, которые невозможно предотвратить. Даже в наше время такие ситуации подчас оказываются смертельными. Смерть дочери Бёклин переживал очень тяжело. Судя по хронологии его жизни, несчастье случилось, когда семья жила на его родине в Базеле, и, видимо, именно трагедия заставила художника опять сорваться с места и отправиться в новую поездку, на сей раз в Мюнхен.
В Мюнхене Бёклин с семьей побывал два раза, и каждый из этих визитов оборачивался для художника проблемами со здоровьем. В первый раз, в 1859 году он заболел там тифом, но смог вылечиться. А вот во второй раз у него уже возникли проблемы с психикой, и это случилось как раз после смерти его дочери Лауры. По некоторым свидетельствам его близких и друзей (не имеющих, впрочем, документальных подтверждений) в это время он попал в лечебницу для нервнобольных.
Об этой болезни нет никаких достоверных сведений, но именно с ней связывают знаменитый автопортрет художника, где за его спиной находится смерть со скрипкой. Картину традиционно называют «Автопортрет со скрипкой Смерти» (1872), причем считается, что Смерть одновременно вдохновляет художника и напоминает ему о близости последнего часа.
С этим недугом связывают органическое поражение глаз у Бёклина, которое выразилось в некоторой степени цветовой слепоты. В частности, этим объясняется предпочтение оттенков ультрамарина, которое можно заметить в картинах художника, начиная с конца 1860-х годов. С этого же времени в настроении Бёклина снова начинают замечать резкие перепады, кроме того, у него появляется патологическая недоверчивость по отношению к окружающим.
Немного позже выяснилось, что один из сыновей Бёклина имеет проблемы с психикой, так что молодой человек был помещен в психиатрическую лечебницу и провел там остаток своей жизни.
Продолжение следует…