БЕЗУМИЕ АРНОЛЬДА БЕКЛИНА
nikonova_alina — 13.12.2022Часть 2.
Но все-таки период с 1854 по 1888 годы можно считать в жизни и творчестве Арнольда Бёклина исключительно плодотворным. Прежде всего ему удалось выработать свой собственный художественный стиль. Несмотря на то, что полотна художника особенно в период его зрелости были наполнены различными фантастическими или мифологическими существами, основу его композиций все-таки всегда составлял пейзаж. Бёклина вообще считают одним из последователей мастеров дюссельдорфской пейзажной школы. Его учителем был Иоганн Вильгельм Ширмер.
С середины 1850-х годов Бёклину пришла в голову оригинальная идея населить вполне реальные пейзажи фантастическими мифологическими существами. Подобные сюжеты были распространены в эпоху классицизма, но у Бёклина главным оказался именно контраст между реалистичностью пейзажей и фантастической природой персонажей их населяющих. Именно эти композиции и принесли ему, в конечном счете, известность и успех. Но все же первым шагом на пути к обретению собственного стиля были так называемые «итальянские виллы» или более поздние «виллы у моря».
Когда он впервые попал в Италию, он был восхищен страной, где каждый камень мог рассказать целую историю. Тогда он и начал писать пейзажи с особой таинственной атмосферой, которую составляли не только пустынные одинокие строения посреди заброшенных парков, руины и скалы причудливых форм, но и одинокие человеческие фигуры.
Бёклин умел превосходно передавать влажность воздуха и дуновение ветра, а также прочие атмосферные и природные явления (не зря он изучал в Париже творчество барбизонцев и Камиля Коро), но главным его новаторством было не это. Дело в том, что художник-пейзажист в то время обычно ставил себе вполне конкретную задачу: передать через пейзаж внутреннее состояние человека, даже если этот человек на картине не присутствует, а только подразумевается. Бёклин перевернул эту ситуацию и решил, что в отношениях между человеком и природой, главной является природа, а его задача как художника – показать, как природа влияет на одно из своих творений, человека. Ему мерещились некие скрытые тайные силы за каждым природным явлением, поэтому он и населял вполне реальные леса, горы и водоемы мифическими фавнами, кентаврами, нимфами и наядами.
Первой картиной, которая принесла ему настоящий успех, был «Пан, пугающий пастуха». Художник написал ее в 1859 году, когда уже вернулся из Италии в Базель, но использовал для нее итальянские впечатления. Однажды, делая наброски в горах, Бёклин попал под камнепад. Он был очень напуган, но когда вернулся домой, сделал эскиз, зафиксировав идею, которая пришла ему в голову: Пан сбрасывает камни с горной вершины, пугая пастуха, а тот бежит, бросив свое стадо коз.
Немного позднее работу на сходный сюжет, «Пан в камышах», купил Людвиг I Баварский. С этого и началась европейская слава Арнольда Бёклина. Он создал изрядное количество полотен со сходными сюжетами: «Игры наяд», «Борьба кентавров», «Покинутая Венера», «Пан, подражающий пению дрозда», «Охота амазонок» и т.п.
Но самым известной его работой законно считается «Остров мертвых» (1880). Сам Бёклин повторил картину пять раз (два раза в 1880 (май и июнь), в 1883, 1884 и 1886 годах). В конце 19 и в начале 20 века любой уважающий себя европейский интеллигент-интеллектуал считал своим долгом украсить свое жилище репродукцией «Острова мёртвых» (если уж нет возможности повесить подлинник).
Картину заказала Бёклину его страстная поклонница Мария Берна. Она поставила перед художником только одно условие – картина должна быть загадочной и внушать трепет каждому, кто входит в зал, где ее предполагалось поместить. Судя по тому, что «Остров мертвых» производит впечатление и на наших современников, Бёклин вполне успешно выполнил поставленную задачу.
Как и многие значительные произведения искусства, «Остров мертвых» не поддается какому-то единому и однозначному толкованию. Но, с другой стороны, все символы сводят сюжет к разным аспектам смерти. На переднем плане полотна мы видим лодку с двумя персонажами. Это лодочник, которого традиционно принято именовать Хароном, и который вполне объяснимо действительно вызывает ассоциацию с перевозчиком царства мертвых из античной мифологии, и некая фигура в белом, похожая на мумию (потерянная душа?). на носу лодки стоит белый прямоугольный ящик, обозначающий гроб.
Харон подводит лодку к темному провалу, который обозначает вход в царство мертвых. Из него вырастают высокие черные кипарисы, которые с одной стороны служат вертикальной доминантой полотна, а с другой – напоминают о смерти (кипарис – символ смерти во многих европейских культурных традициях). Остров обрамляют темно-рыжие скалы, которые продолжают белые (по контрасту) стены полуразрушенных зданий, дворцов или гробниц. Верхнюю часть полотна занимает свинцово-серое небо, которое дополняет инфернальную атмосферу картины.
В более поздних вариантах картины общая композиция оставалась практически неизменной, несколько варьировался только общий колорит, более мрачный в двух первых вариантах, и более светлый за счет серо-белых оттенков в изображении скал в вариантах 1883 и 1886 года. Вероятно, эта же особенность отличала и четвертый вариант 1884 года, который был уничтожен в Роттердаме во время Второй мировой войны. В трех последних вариантах также более четко обозначен вход в царство мертвых, это низкая белая стена с двумя вертикальными блоками (в варианте 1886 года стена выше и выложена из огромных камней).
Искусствоведы традиционно задавались вопросом о том, какой именно реальный пейзаж послужил для художника источником вдохновения. Наиболее распространенные варианты – остров Искья или уголок Тосканы (Италия, естественно). Но сейчас предполагается, что это все же пейзаж вымышленный, картина-видение, в которой художник смог совместить свои реальные впечатления от Италии и свои размышления о том, что находится по ту сторону смерти, за непроницаемой завесой главной тайны бытия.
Пожалуй, эта картина действительно стала лебединой песней Бёклина, моментом его высочайшего творческого взлета. Тем более, что с 1888 года искусствоведы отмечают, что у художника произошел явный творческий спад. Об этом свидетельствует, например, полотно «Остров живых», которое по сравнению с «Островом мертвых» выглядит совершенной пародией. Вместо величественной и мрачной тайны мы видим жизнерадостные зеленые лужайки, вместо черных кипарисов – пальмы. На острове водят хороводы люди в разноцветных нарядах, вокруг плавают трогательные лебеди, а на первом плане в прозрачной воде нимфа обнимается с кентавром, причем кажется, что парочка пьяна (и это вместо Харона, перевозящего потерянные души).
Есть мнение, что причиной такой трансформации стали именно проблемы Бёклина со здоровьем. А в 1892 году у художника случился инсульт, после которого он так и не смог полностью восстановиться. В конце концов, он оказался парализован и прикован к постели.
Бёклин умер в 1901 году, причиной его смерти стали последствия инсульта. Вероятно, Бёклина нельзя было назвать человеком с идеальным психическим здоровьем, но его психические аномалии никогда не затрагивали личность художника настолько, чтобы влиять на творчество. Хотя некоторые специалисты полагали, что у Бёклина все же было шизофреноподобное расстройство личности либо биполярное аффективное расстройство, что объяснило бы его постоянные колебания настроения.
Швейцария дала миру не так много выдающихся живописцев, но с учетом специфики (страна небольшая) в процентном отношении количество гениев ничуть не меньше, чем в той же Италии или Франции. Одним из таких бесспорных гениев, которые оказали влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства был и Арнольд Бёклин.