ПЯТНИЦА... ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА
nikonova_alina — 16.12.2022Имя святой Параскевы Пятницы всегда казалось мне необычайно загадочным. Параскева, это, конечно, более-менее понятно, Параскева или Прасковья, нормальная святая, и даже не одна: Параскева Римская, Сербская или Иконийская. Но тогда, почему она Пятница? Не Суббота, ни какой-нибудь другой день недели?
И действительно при ближайшем рассмотрении выяснилось, что с этой самой Параскевой Пятницей на русской земле все не так просто. Так что начнем с самого начала.
Было когда-то у древних славян божество женского пола по имени Мокошь (Макошь). Её образ связывали с чисто женскими делами: с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Она была богиней жизненных благ и изобилия, деторождения и брака, а также «матерью урожая».
Ее имя, судя по некоторым исследованиям, связано с обычаем «мокрить» пряжу, то есть сбрасывать кудель в колодец в качестве жертвы богине. По другой версии имя Мокошь произошло от сочетания слов «мать» и «кош», то есть корзина для зерна. Еще один вариант предполагает происхождение от общеславянского слова «мокос» то есть прядение.Мокошь была самой чтимой изо всех женских языческих божеств, она единственная изо всех славянских богинь удостоилась чести быть помещенной в виде идола в знаменитое киевское капище, устроенное князем Владимиром.
Именно ей был посвящен пятый день недели, чье название в разных европейских языках как раз отсылает к главному женскому божеству языческого пантеона (англ. Friday, нем. Freitag от имени Фрейя; франц. vendredi от Венеры и т. д.) Считается, что в языческих представлениях пятница, день женский и нечетный, противопоставлялся четвергу, дню четному и мужскому, посвящённому Перуну (или прочим главным богам-мужчинам).
Женщины считали исключительно важным делом чтить день Мокоши. В пятницу запрещалось прясть и ткать, чтобы не причинить вреда богине, которая, если делать то, что запрещено, будет ходить в лохмотьях вместо золотых вышитых одеяний, а ее руки будут исколоты иглами и веретёнами.
Когда на Русь пришло христианство, языческие боги не были полностью уничтожены в людском сознании. Скорее они ассимилировались с христианскими святыми, и их функции благополучно перешли к новым народным покровителям. Так и Мокошь вполне предсказуемо нашла свое православное воплощение в образе святой Параскевы.
Имя Параскева в переводе с греческого также обозначает «пятница» или в переносном смысле «приготовление» (так что устоявшееся сочетание Параскева Пятница можно считать обычной тавтологией). Иногда ее считают воплощением Страстной Пятницы. Имя Параскева было довольно популярно в те древние времена, поэтом святых Параскев в истории христианства оказалось несколько. Считается, что православная Параскева Пятница объединила в себе образы святой Параскевы Иконийской, которую особенно чтили русские, и Параскевы Сербской, более почитаемой украинцами и белорусами.
Святая Параскева Иконийская родилась во время царствования императора Диоклетиана, на рубеже 2 и 3 веков, в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, который тайно исповедовал христианство. Ее родители особо чтили Пятницу как День Крестных Страданий Иисуса Христа, потому и назвали дочь Параскевой. Уже с ранней юности Параскева Иконийская посвятила себя жестокой аскезе.
Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию (как и всем прочим руководителям подведомственных регионов) в подвластных ему городах подвергнуть христиан преследованиям и мучениям, чтобы истребить христианскую веру. Первым делом Аэтий отправился в Иконий, где ему тут же указали на Параскеву как самую убеждённую местную христианку. Девушку, разумеется, схватили, пытали (ее раздели, самым натуральным образом распяли и жгли огнем) и потом отрубили голову. В общем, все в лучших традициях гонений Диоклетиана.
Великомученица Параскева Иконийская обычно изображается суровой подвижницей высокого роста иногда с сияющим венцом на голове. Она одета в красный мафорий и имеет в руках крест. В некоторых случаях святую Параскеву помещают на обороте икон с изображением Богоматери или в сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым как персонификацию Великой Пятницы, дня распятия Иисуса Христа. День ее памяти отмечают 28 октября.
Святая Параскева Сербская родилась на рубеже 10 и 11 веков в городе Эпиват (ныне Селимпаша) близ Константинополя на берегу Мраморного моря в состоятельной семье. Её братом был святитель Евфимий, епископ Мадитский. После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, где прожила пять лет. Там она приняла монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества Параскева поселилась как отшельница в пустыне в Иорданской долине. Домой в Эпиват она вернулась уже в очень пожилом возрасте за два года до смерти. После кончины, согласно ее просьбе, Параскева была погребена в общей могиле для бедных как безымянная странница. Однако ее мощи чудесным образом были явлены в местном храме, где возле них начали свершаться чудеса. Святую Параскеву Сербскую помимо южнославянских народов особо почитали в Молдавии, поскольку ее мощи в конечном итоге обрели свое место в Яссах, которые считаются исторической столицей Молдавии.
Помимо этих двух, так сказать, основных Параскев, в православии чтили и Параскеву, сестру Св. Фотины-Самаритянки, пострадавшую за веру в правление императора Нерона вместе со своими сёстрами Фотиной, Анастасией, Фото, Фотидой и Кириакией и племянниками Виктором (Фотином) и Иостией, а также Параскеву Римсую, обезглавленную по повелению правителя Тарасия в 180 году, а до того по преданию исцелившая императора Антонина Пия от слепоты.
Так что в нашей русской Параскеве Пятнице слились воедино образы всех этих святых Параскев с добавлением изрядной доли Мокоши. Православная церковь с самого момента общенародного крещения безуспешно боролась с остатками язычества, и при этом самой устойчивой дохристианской традицией оставалось привычка женщин не работать по пятницам, причем не только не прясть и не ткать, но и не пахать и не стирать («чтобы не запылить Параскеве глаза»), и вообще не заниматься никакими домашними делами.
В некоторых деревнях в часовнях ещё даже в начале 20 века ставили «идольские» грубо вырезанные из дерева скульптурные изображения святых, в основном Николая Угодника и Параскевы. Интересно, что все эти скульптуры, независимо от того, кого они изображали, назывались «пятницами». Параскеву представляли «иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». В народном представлении Параскева выглядела довольно жутко, почти демонически: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие обнаженные груди, которые она обычно закидывала за спину (очевидно, для удобства). Навещая грешниц, работавших в пятницу, Параскева представала перед ними в виде страшной старухи в дырявых лохмотьях, с растрёпанными волосами, с грязными рукам и ногами, и с ног до головы обсыпанной всевозможным мусором.
Параскеве Пятнице молились о сохранении скота от падежа, об исцелении от человеческих недугов, в особенности от дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. К иконам или скульптурам Параскевы в дни ее памяти (от 14 до 28 октября) привешивались цветы и травы, которые считались самыми действенными целебными средствами, и потому сохранялись в течение года. В случае какой-либо болезни из них готовили отвар, который затем пили сами или поили им заболевших домашних животных.
И, разумеется, Параскеве молились о замужестве:
«Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее. Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться, на красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко».
Так что ходит по земле Параскева Пятница, девка молодая, в ризах светлых, да в цветах, да в золоте, примечает, кто как живет, как обычаи да запреты соблюдает. Иных милует и награждает, иных может и наказать жестоко, веретеном да спицами исколет, а самых отъявленных грешниц и в лягушку превратит (все лягушки - глупые бабы, которые работали по дому в пятницу!)
P.S. Параскева – грязниха, льняница, порощиха, на грязниху – большая грязь, четыре седмицы до зимы… Кто в пятницу много смеется, тот в старости плакать будет… Так-то вот.