Смотрите сами — Ларс фон Триер…

Ларс фон Триер…
Продолжаем наши полеты и их разборы. Итак, друзья, мы невероятно быстрыми темпами просмотрели Пролог и подошли к началу фильма «Меланхолия», первой его части, названной по имени главной героини Джастин…
Ну-ка, кто там хихикает в восьмом ряду? Я вам говорю, вам, девочка, у которой основной фон в блоге в желтый цветочек. Ну? И что это нам так весело стало? Думаете, если вы в восьмом ряду, то мне не видно, как вы коньячок за монитором потягиваете? Уймите буйное веселье, я пока ничего смешного не сказала. Имейте в виду, будете продолжать так себя вести, начну применять карательные меры — стану активно использовать слово «экзистенциализм»! Подумайте над последствиями — экзистенциализм это все-таки не парадигма какая-нибудь.
Так! Ти-ши-на.
Не отвлекаемся на оффтоп и другие посторонние предметы. На заднем ряду!!! Прекратите словоблудить, совсем тормозов у людей нет, держите себя в руках. А вы куда направились, уважаемый
Итак, мы подошли к первой части…
Нет, ну я так не могу!..
Да, конечно, первый день весны и скоро нам грозит любимый женский праздник для мужчин… Это весомая причина, я понимаю. Мозги у всех заняты двумя проблемами: что купить в подарок и что приготовить для праздничного стола. Я вижу, что остатки умственных сил, потраченных на решение этих двух архисложных задач, не справляются с серьезной темой. Не хочется вам обращаться к высокому? Как хотите! Сами напросились. Буду говорить о режиссере Ларсе фон Триере. Трипищити и держитесь (*вытаскивает из загашника большое и толстое слово «экзистенциализм»*).
Перед погружением — пару советов женщинам на волнующую тему. Женщины! (*злобно усмехаясь*) Удивите мужчин — купите себе сами
Ти-хо! Кому сказала!
Серьезная часть началась.
Кстати, может, кто заметил, что некоторые из этих ценностей в реале обесценились, извратились, а то и вовсе перестали существовать?
Вот с этим сопливым враньем, лживым пафосом и задумал бороться Ларс, не побоюсь этого слова, фон Триер. Конечно, не он один. Есть и другие философы и художники, составляющие ему неплохую компанию, которую для краткости можно обозвать антигуманистами. Когда сочащуюся отовсюду фальшь становилось невозможно терпеть, в обществе появлялись субкультуры, а в искусстве (гм…) — антикультурные направления. Триер стал крушить ложь в кино своими взрывающими мозг и чувства фильмами, в которых он провозглашает конец гуманизму. Впрочем, не провозглашает, декларативность Триеру чужда. Он это показывает. И это заставляет сердце плакать. Это неудобно и больно. Триер для многих — хорошее шильце кое-где.
Ларс создает новое направление в кинематографии, и в 1995 году создает коллектив кинорежиссеров, призванный противостать современным тенденциям в киноискусстве. Коллектив называют «Догма 95», и он выпускает манифест, в котором говорится, что современное кино сдохло: «Кино замордовали красотой до полусмерти и с тех пор успешно продолжали мордовать», остался только обман публики, иллюзии мыслей, чувств… «Догма 95» говорит, что кино надо избавить от иллюзий и ненужной красивости и создает «Обет целомудрия» из 10 правил, краткая суть которых: никаких проявление личного вкуса, долой технику и стилистику, персонажи и сюжет важнее, всё должно быть предельно правдиво, снимать надо, «не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций».
Так он и снимает свои фильмы. Великие и великолепные. Хотя, я уверена, не в «Догме» дело, свой стиль он нашел сам, еще до нее.
Персонажи Триера: необычные характеры, первое впечатление – неестественность, гротеск, отсутствие жизненной правды, практически все – неприятны в чем-то. Но далее они как бы «обретают плоть», становятся реальными, даже в самых отвратительных проступают человеческие черты, таким образом они обретают жизненную правду. Оказывается, это просто люди, обычные в своей уникальности. Здесь удивительный момент экзистенциального (не напрягайтесь!) подхода, на котором стоит остановиться подробнее: мы часто рассматриваем людей со своей колокольни, меряя их своей меркой, сравнивая с собой, то есть заранее имея целью дать оценку. Обычный подход всегда ограничен рамками — парадигмальный, то есть или в рамках идеологической, социологической установки, или в рамках установочной системы собственного «Я»: собственной ментальности, нравственности, эстетики… или еще в каких…
Триер же смотрит на человека совершенно иначе. Как на феномен. И этот взгляд объективен. Он смотрит на человека, не приближаясь к нему со своим «Я», а издалека, делая постепенный «наезд» (оценки поступков), но рассматривает объект детально и пристально, как в телескоп. И в таком ракурсе безоценочно рассматриваемая личность естественно будет выглядеть необычно, удивительно. Этот экзистенциальный взгляд Триера — взгляд человека с другой планеты, взгляд марсианина на землянина. Или же — взгляд холодного исследователя человеческих существ.
И в этом смысле его трилогия «Золотое сердце» с фильмами: «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте» оказываются самыми антигуманными. Потому что в них он не просто рассматривает, а ставит опыты с исследуемыми существами, помещая их то в одни, то в другие необычные предлагаемые обстоятельства, потому что они говорят: того человека, которого вам выдумали и все время показывают, предсказуемого пафосного бодрячка-позитивиста с непременным джентльменским набором нравственных установок, его нет, помер-с… Посмотрите-ка лучше на настоящего человека, ломающего рамки.
В Американской трилогии: «Догвилль» и «Мандерлей» (фильм «Васингтон» мы пока не видели) он еще жестче. И опять же, он их не оценивает, это он оставляет зрителям, впрочем, особо не навязывая: я вам показал, а вы смотрите сами… Он даже препарирует своих персонажей, не стесняясь ОЗЖ и всяких там «зеленых». (Сдается, так же он поступает и в жизни.) Триер показывает: нельзя верить в человека, посмотрите, какое зло из него лезет, стоит ему попасть под пресс обстоятельств. Он не противопоставляет поступки своих персонажей чему-то доброму, просто смотрит на них… и плачет. Как великий антигуманист. И как настоящий человеколюбец.
Но затем у Триера начинается «эротический процесс». Любовь — эрос — это желание приблизиться к объекту, узнать о нем как можно больше, вплоть до того, чтобы стать его частью. В этой части Ларса фон Триера можно охарактеризовать как специалиста по «мягкому подкату». У него нет и быть не может такой штуки, как любовь с первого взгляда. В его персонажей не влюбляешься, их начинаешь именно любить – со всеми их «тараканами» и прибабахами, включая грязные подштанники.
И знаете, что я вам скажу? Это — прекрасно!
Дай Бог здоровья этому хорошему человеку и великому художнику (ну, и его тараканам, наверное, тоже).
А что дальше?
Дальше нам грозит фильм «Нимфоманка», в котором, как я подозреваю, Ларс Триер прокатится асфальтовым катком по христианству.
Вот и всё на сегодня.
PS И скажите спасибо, что я вам еще об экзистенциальном кризисе не рассказала (хихихи).
|
</> |