Смотрите сами

топ 100 блогов sonja пишет катехизис27.02.2013 Название: МЕЛАНХОЛИЯ —
Год: 2011
Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия
Режиссер: Ларс фон Триер
Сценарий: Ларс фон Триер
Оператор: Мануэль Альберто Кларо
Главные роли: Кирстен Данст,
Шарлотта Генсбур,
Камерон Спурр
«И звезды небесные пали на землю, как смоковница,
потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои
»
(Откр. 6,13).
«Меланхолия — это печаль, только сильнее.
Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том,
как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце»
(Клайв Баркер).

«Меланхолию» я посмотрела очень давно, и смотрела неоднократно, но все никак не решалась о ней написать. Слишком много пришлось бы говорить, объяснять. Здесь ведь каждое слово не просто обозначает предмет, эмоцию или явление, а несет кучу смыслов, которые можно рассматривать, изучать и увязывать в определенную концепцию — в зависимости от того, с какой позиции вы предпочитаете смотреть фильм.

Но прочитала рецензию Брома и решила: пора, брат Соня, и тебе поделиться мыслями по поводу…

Пора-то пора, но техническая проблема так и осталась — фиг его знает, с чего начать и чем закончить и как все это скомпоновать? Не говоря о том, что ведь и думать же придется.

Поэтому я решила пойти по самому легкому пути и тупо последовательно описать все то, что я увидела в этом гениальном фильме. Ну, скриншоты, само собой, и немножко размышлений. Но именно в той парадигме, которая мне интересна больше всего. Остальные аспекты пусть останутся за кадром — может, как-нибудь потом… а лучше — сами, сами…

У кого-то может возникнуть вопрос: а зачем оно тебе вообще надо, Соня? Отвечаю: не знаю! Надо — и всё. Смиритесь уже.
А сегодня расскажу о Прологе. Предупреждение — спойлер!

ПРОЛОГ

В прологе, собственно, краткий пересказ всего содержания фильма. Впрочем, у фильма такой очень простенький и незатейливый сюжетец, что и говорить особо не о чем — приближается конец существованию планеты Земля. Триер великий плагиатор. Сюжет заимствован у Самого Господа Бога и действительно настолько прост, что с ним знаком каждый из людей: смерть, в первую очередь, отдельного человеческого существа и всего человечества — НЕИЗБЕЖНА. Рано или поздно всем и вам, уважаемый читатель, настанет конец.

Изысканно красивые картины Пролога сопровождаются самой красивой музыкой на свете — увертюра к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». В этой музыке столько любви… щемящая нежность и боль и ослепительно прекрасное, возвышенное смирение перед неизбежностью утраты… И эта прелюдия Вагнера как нельзя лучше иллюстрирует Пролог. Или лучше сказать, Пролог иллюстрирует Прелюдию.

Приглашаю к просмотру картин Пролога. Пошли? Включаем музыку. Итак, шаг первый…

Смотрите сами
- Вагнер - Увертюра к опере Тристан и Изольда (audiopoisk.com) 10:46 

Картина № 1.
Смотрите сами
Первые кадры: главная героиня Джастин на фоне розовеющего неба и падающих мертвых птиц… Нет, неверно! Первые кадры — темнота. Темнота оттого, что героиня с закрытыми глазами. Затем она начинает «просыпаться», и камера «просыпается», и вот мы уже видим героиню на фоне розовеющего неба и падающих мертвых птиц. Возможно, это куропатки, а куропатка — символ плодовитости и похотливости, которым больше нет места в умирающем мире.
Изможденное лицо Джастин, ее скорбный взгляд в таком случае — прекрасная иллюстрация, она говорит без слов: вы с ума сошли, одумайтесь, какая карьера, какое богатство, какие свадьбы? Закончилось время земных плодов, наступает время будущего века, в котором не женятся, не выходят замуж. «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят…» (Лк. 23, 34-36). Дождь из мертвых куропаток. Куропатка еще символ глупости… «Куропатка, спрятав свою голову, воображает, что она надежно спряталась и находится в полнейшей безопасности. Точно так же глупые люди, совершая втайне свои грехи, полагают, что они в безопасности, ничуть не задумываясь о всевидящем глазе, от которого ничто не может ускользнуть». Очень красноречив в таком свете дождь из мертвых куропаток, не правда ли?

Парк, освещенный двумя источниками света, в котором все предметы отбрасывают две тени. Часы с двумя тенями. Два времени. Два отношения к земному времени жизни, делайте свой выбор, господа. Извечный вопрос, как жить, для чего жить, в чем смысл? Один говорит: земной порядок, наука и законы, рацио, логика — вот чем надо жить; всё, что за пределами, недостойно внимания и не имеет смысла. Другой говорит: вера в то, что не вмещает человеческий разум — там зацепка, там надежда и спасение. Кто прав?
Картина № 2.
Смотрите сами


Картина № 3.
Смотрите сами
Это картина Брейгеля «Охотники на снегу». Напоминаю, это цитата. Мы уже видели эту картину в одном фильме Тарковского. Кто вспомнит, в каком? Триер неравнодушен к Тарковскому, мы встретим еще цитаты из него.
«Охотники на снегу» — это прекрасный, светлый наш человеческий суетливый мир с его бесконечными приятными заботами, которые заслоняют от нас Вечность, сильнее привязывают к земному, уводят от главного.
А ведь мы знаем, что этот мир сгорит, сгорит дело каждого, и огонь покажет, что были твои дела по сути: золото или пепел. Каждый из людей знает, что его жизнь не вечна, и сам мир не вечен. Картина горит, свиваясь, падает пепел… Горит мир, «и небо скрылось, свившись, как свиток» (Откр. 6,14).

Следующий кадр — к Земле приближается планета Меланхолия… «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6,12). Торжественная и мрачная, величественная картина космической катастрофы приводит к мысли и о вселенском конце вообще.
Картина № 4.
Смотрите сами


Картина № 5.
Смотрите сами
Смотрим дальше. Клэр бежит с Лео на руках, ее ноги утопают в твердой почве: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6,14). Не знаю, как вам, а мне делается жутко страшно, когда физические и социальные законы вдруг перестают работать привычно — наступаешь на твердые доски, а нога уходит, как в пену. Бросаешь легкий мяч вверх, а он камнем падает и лежит недвижим на земле.
Бежишь к полицейскому за защитой, а он тебя режет… Это страшно.
Наверное, так же страшно бывает и тем людям, которым приходится столкнуться с ситуацией, когда все эти законы становятся бессмысленными.
Перед концом всего заканчиваются все законы вообще: можно убить, потому что все равно через неделю помрут все, можно украсть, предать, солгать… — потому что нравственность, оказывается, ничего не значит, если ты и с тобой все человечество завтра перестанет существовать. Строить, покупать, сеять, заботиться о стариках, растить детей, быть честным и добрым — зачем? Во имя потомства? Или добра на земле? Ну а если потомства больше не будет? Завтра от тебя и всего живого не останется следа. И самой Земли не останется... Как жить людям, убежденным, что за порогом смерти ничего нет? Кто-нибудь объяснит мне смысл их существования?

Падает конь по кличке Авраам, «конь вороной» (Откр. 6,5), черный, траурный. Андрей Кесарийский толкует появление вороного коня в Апокалипсисе так: «Черный конь, я думаю, означает плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений».
Вот о чем стоит плакать, действительно!
Картина № 6.
Смотрите сами
Смотрите, ведь библейский персонаж Авраам был «отцом множества народов» (Быт. 17, 4). Но не просто народов, а именно верующих народов: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3, 7). Ну вот и как, скажите, можно еще рассматривать падение коня по имени Авраам, как не падение веры у людей? Упала вера, пропала вера… пришла беда, пришел страх смертельный: «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21, 26). Ведь кроме того, конь — символ разума, способного укрощать инстинкты и держать под контролем эмоции. А еще конь символизирует быстротечность земной жизни…

Картина № 7.
Смотрите сами
И вот — саранча, самый узнаваемый апокалипсический образ: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр.9,3-6).Саранча, с одной стороны, — изображение человеческой страсти, но в то же время это изображение и апостолов антихриста. Как библейский символ она, прежде всего, — символ бедствий, божественного гнева и повод для призыва к покаянию. Но, впрочем, там и мотылек какой-то пробежал... к чему бы это? Интересно еще, что в Китае нашествие саранчи считалось нарушением космического устройства.

Мы видим трех героев, стоящих на поле для гольфа на 18 лунок (три раза по шесть — 666 — число достатка, земного устроения и правильности, число мира, число антихриста). Это Джастин (Справедливая), Клэр (Ясная), Лео (Леонардо? Галилео? Апокалипсическое животное Лев?). Над ними в ночном небе — три небесных тела: над Джастин — Меланхолия, над Лео — Луна, над Клэр — Солнце.
Картина № 8.
Смотрите сами
В этих кадрах — всё о героях и о том, что несет образ каждого героя.
Джастин — человек, болезненно переживающий свое существование, хотя и неуверенный в себе (под Меланхолией все же), но изо всех сил тянущийся к духовному, старающийся подчинять себя не законам людей, а Высшему Закону, человек новейшей формации, человек веры, которому доступно в общем-то всё. Это свободная творческая личность.
Клэр — ясная («…особенно в семейной жизни, Клэр любит стабильность. Она домовита, хозяйственна, заботлива и, как правило, хорошо устроена в жизни, поскольку замуж выходит за мужчину состоятельного, твердо стоящего на ногах, умеющего хорошо обеспечить семью»), простая и понятная. Она обладает активностью, теплой человечностью, способностью любить и сострадать, она все устраивает, всему назначает свой порядок… пока в мире все стабильно, Клэр — прямо такая великая древнеславянская богиня Берегиня, породившая все сущее. Но это — пока есть стабильность…
Лео… Лео очень загадочен в этом фильме. Не случайно над ним — Луна, а Луна — это смерть и… воскресение. Цикличность. Лео — намек на возрождение. Намек на то, что конец, возможно, только начало. Самый молодой герой, ребенок, не имеющий отчетливого «Я», и пока способный только отражать свет солнца (солнечная Клэр). О нем еще много надо рассказать.
Трое на поле — три состояния человеческой души?...

Картина № 9.
Смотрите сами
А вот Земля на фоне пока далекой Меланхолии — беззащитная и крошечная. И очень какая-то никчемная, игрушечная, что ли…

У Джастин светятся пальцы. Что это? Намек на последующее за концом света преображение плоти? Не знаю, не знаю… Но она спокойна. Ни паники, ни истерики перед необычным явлением. С интересом рассматривает свои светящиеся руки. Она доверяет проиходящему.
Картина № 10.
Смотрите сами

Картина № 11.
Смотрите сами
Сон (видение) или ощущение Джастин — бег сквозь серую пряжу, мучительные попытки вырваться из паутины… «Я как будто тащусь сквозь эту серую шерстяную пряжу… она цепляется к ногам, ее так тяжело тянуть за собой», — скажет она своей сестре о своем ощущении предстоящего брака.
Эта свадьба, которой Джастин так тяготится, олицетворяет вообще всё земное, с чем сливается душа человеческая, отрываясь от небесного и порабощаясь тленному. Это же хорошо — вести домашнее хозяйство, рожать и растить детей, строить карьеру, всячески обустраивать быт, делать жизнь уютной и комфортной, спокойной и приятной. Но достаточно ли этого для человека? А если в один прекрасный момент прилетит какая-нибудь тунгусская каменюка и похерит твой с любовью возведенный парничок вместе со всеми помидорами, что у тебя останется? Так что не прилепляйтесь сильно сердцем к земному, житейскому, вот что я вам скажу.
Планета Меланхолия приближается. Не затеняйте духовное мирским, — так говорят следующие кадры. Этот мир сгорит в огне. Точно! Землю и людей убьет Меланхолия I — сумрачный гений человека, его интеллект, позабывший о красоте и добре, уничтожит самого себя.
Картина № 12.
Смотрите сами

А. Дюрер «Меланхолия»
Смотрите сами
И здесь уже пора рассказать о «Меланхолии I»
Альбрехта Дюрера…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Передача: Дневник губернатора Ведущие: Ирина Меркулова, Владимир Роменский Гости: Никита Белых Время выхода в эфир: 16.05.2011, ПН, 15:35 В. РОМЕНСКИЙ: 15-35 в Москве. Это «Дневной разворот». Его сегодня для вас проведут Ирина Меркулова и Владимир ...
люблю вкусно поесть, люблю американскую пищу и вот что скажу Фрайдис и Старлайт - совершенно нечто невкусное, убогое, накачанное понтами, симпатичными официантками, дикими ценами и тяжелыми до смертельности соусами мясо жрать невозможно - сухие ...
Обратила внимание, что многие уже давно ставят кнопки "Мне нравится" для того, чтобы друзья могли поделиться ссылкой на их интересные посты в других социальных сервисах. Сама я тоже так делаю - в твиттере, фейсбуке, Гугл+ и "В контакте" делюсь ...
Оригинал взят у murchik007 в Крым. Евпатория. Июнь 2016 Центральный пляж Пляжи санаториев неподалеку: Ул. Фрунзе, центральная улица ведущая на пляж: Все тот же милый, древний трамвайчик: Поучительное изречение человека, благополучно  развалившего позапрош ...
 Куплю очки... розовые... Действие препарата - смотреть на происходящее без содрогания и тошноты и обрести смысл жизни... Показания к применению - крайняя степень скептицизма, пессимизм в острых проявлениях и ощущение перманентного абсурда! ...