Смотрите сами
sonja пишет катехизис — 27.02.2013
Название: МЕЛАНХОЛИЯ —
Год: 2011
Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия
Режиссер: Ларс фон Триер
Сценарий: Ларс фон Триер
Оператор: Мануэль Альберто Кларо
Главные роли: Кирстен Данст,
Шарлотта Генсбур,
Камерон Спурр
«И звезды небесные пали на
землю, как смоковница,
потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои»
(Откр. 6,13).
«Меланхолия — это печаль, только сильнее.
Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том,
как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце»
(Клайв Баркер).
«Меланхолию» я посмотрела очень давно, и смотрела неоднократно, но
все никак не решалась о ней написать. Слишком много пришлось бы
говорить, объяснять. Здесь ведь каждое слово не просто обозначает
предмет, эмоцию или явление, а несет кучу смыслов, которые можно
рассматривать, изучать и увязывать в определенную концепцию — в
зависимости от того, с какой позиции вы предпочитаете смотреть
фильм.
Но прочитала
рецензию Брома и решила: пора, брат Соня, и тебе
поделиться мыслями по поводу…
Пора-то пора, но техническая проблема так и осталась — фиг его
знает, с чего начать и чем закончить и как все это скомпоновать? Не
говоря о том, что ведь и думать же придется.
Поэтому я решила пойти по самому легкому пути и тупо
последовательно описать все то, что я увидела в этом гениальном
фильме. Ну, скриншоты, само собой, и немножко размышлений. Но
именно в той парадигме, которая мне интересна больше всего.
Остальные аспекты пусть останутся за кадром — может, как-нибудь
потом… а лучше — сами, сами…
У кого-то может возникнуть вопрос: а зачем оно тебе вообще надо,
Соня? Отвечаю: не знаю! Надо — и всё. Смиритесь уже.
А сегодня расскажу о Прологе.
Предупреждение — спойлер!
ПРОЛОГ
В прологе, собственно, краткий пересказ всего содержания фильма.
Впрочем, у фильма такой очень простенький и незатейливый сюжетец,
что и говорить особо не о чем — приближается конец существованию
планеты Земля. Триер великий плагиатор. Сюжет заимствован у Самого
Господа Бога и действительно настолько прост, что с ним знаком
каждый из людей: смерть, в первую очередь, отдельного человеческого
существа и всего человечества — НЕИЗБЕЖНА. Рано или поздно всем и
вам, уважаемый читатель, настанет конец.
Изысканно красивые картины Пролога сопровождаются самой красивой
музыкой на свете — увертюра к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда».
В этой музыке столько любви… щемящая нежность и боль и ослепительно
прекрасное, возвышенное смирение перед неизбежностью утраты… И эта
прелюдия Вагнера как нельзя лучше иллюстрирует Пролог. Или лучше
сказать, Пролог иллюстрирует Прелюдию.
Приглашаю к просмотру картин Пролога. Пошли? Включаем музыку. Итак,
шаг первый…
Картина № 1.
|
|
Первые кадры: главная героиня Джастин на фоне
розовеющего неба и падающих мертвых птиц… Нет, неверно! Первые
кадры — темнота. Темнота оттого, что героиня с закрытыми глазами.
Затем она начинает «просыпаться», и камера «просыпается», и вот мы
уже видим героиню на фоне розовеющего неба и падающих мертвых птиц.
Возможно, это куропатки, а куропатка — символ плодовитости и
похотливости, которым больше нет места в умирающем мире. |
Изможденное лицо Джастин, ее скорбный взгляд в таком случае —
прекрасная иллюстрация, она говорит без слов: вы с ума сошли,
одумайтесь, какая карьера, какое богатство, какие свадьбы?
Закончилось время земных плодов, наступает время будущего века, в
котором не женятся, не выходят замуж. «
Чада века сего женятся и
выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения
из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят…» (Лк. 23, 34-36).
Дождь из мертвых куропаток. Куропатка еще символ глупости…
«Куропатка, спрятав свою голову, воображает, что она надежно
спряталась и находится в полнейшей безопасности. Точно так же
глупые люди, совершая втайне свои грехи, полагают, что они в
безопасности, ничуть не задумываясь о всевидящем глазе, от которого
ничто не может ускользнуть». Очень красноречив в таком свете дождь
из мертвых куропаток, не правда ли?
Парк, освещенный двумя источниками света, в котором
все предметы отбрасывают две тени. Часы с двумя тенями. Два
времени. Два отношения к земному времени жизни, делайте свой выбор,
господа. Извечный вопрос, как жить, для чего жить, в чем смысл?
Один говорит: земной порядок, наука и законы, рацио, логика — вот
чем надо жить; всё, что за пределами, недостойно внимания и не
имеет смысла. Другой говорит: вера в то, что не вмещает
человеческий разум — там зацепка, там надежда и спасение. Кто
прав?
|
Картина № 2.
|
|
Картина № 3.
|
|
Это картина Брейгеля «Охотники на снегу».
Напоминаю, это цитата. Мы уже видели эту картину в одном фильме
Тарковского. Кто вспомнит, в каком? Триер неравнодушен к
Тарковскому, мы встретим еще цитаты из него.
«Охотники на снегу» — это прекрасный, светлый наш человеческий
суетливый мир с его бесконечными приятными заботами, которые
заслоняют от нас Вечность, сильнее привязывают к земному, уводят от
главного. |
А ведь мы знаем, что этот мир сгорит, сгорит дело каждого, и огонь
покажет, что были твои дела по сути: золото или пепел. Каждый из
людей знает, что его жизнь не вечна, и сам мир не вечен. Картина
горит, свиваясь, падает пепел… Горит мир, «
и небо скрылось,
свившись, как свиток» (Откр. 6,14).
Следующий кадр — к Земле приближается планета
Меланхолия… «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот,
произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как
власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6,12).
Торжественная и мрачная, величественная картина космической
катастрофы приводит к мысли и о вселенском конце вообще.
|
Картина № 4.
|
|
Картина № 5.
|
|
Смотрим дальше. Клэр бежит с Лео на руках, ее ноги
утопают в твердой почве: «И небо скрылось, свившись как свиток;
и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6,14). Не
знаю, как вам, а мне делается жутко страшно, когда физические и
социальные законы вдруг перестают работать привычно — наступаешь на
твердые доски, а нога уходит, как в пену. Бросаешь легкий мяч
вверх, а он камнем падает и лежит недвижим на земле. |
Бежишь к полицейскому за защитой, а он тебя режет… Это страшно.
Наверное, так же страшно бывает и тем людям, которым приходится
столкнуться с ситуацией, когда все эти законы становятся
бессмысленными.
Перед концом всего заканчиваются все законы вообще: можно убить,
потому что все равно через неделю помрут все, можно украсть,
предать, солгать… — потому что нравственность, оказывается, ничего
не значит, если ты и с тобой все человечество завтра перестанет
существовать. Строить, покупать, сеять, заботиться о стариках,
растить детей, быть честным и добрым — зачем? Во имя потомства? Или
добра на земле? Ну а если потомства больше не будет? Завтра от тебя
и всего живого не останется следа. И самой Земли не останется...
Как жить людям, убежденным, что за порогом смерти ничего нет?
Кто-нибудь объяснит мне смысл их существования?
Падает конь по кличке Авраам, «конь вороной»
(Откр. 6,5), черный, траурный. Андрей Кесарийский толкует появление
вороного коня в Апокалипсисе так: «Черный конь, я думаю, означает
плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений».
Вот о чем стоит плакать, действительно! |
Картина № 6.
|
|
Смотрите, ведь библейский персонаж Авраам был «
отцом множества
народов» (Быт. 17, 4). Но не просто народов, а именно верующих
народов: «
Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал.
3, 7). Ну вот и как, скажите, можно еще рассматривать падение коня
по имени Авраам, как не падение веры у людей? Упала вера, пропала
вера… пришла беда, пришел страх смертельный: «
люди будут
издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо
силы небесные поколеблются» (Лк. 21, 26). Ведь кроме того, конь
— символ разума, способного укрощать инстинкты и держать под
контролем эмоции. А еще конь символизирует быстротечность земной
жизни…
Картина № 7.
|
|
И вот — саранча, самый узнаваемый апокалипсический
образ: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть,
какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала
вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только
одним людям, которые не имеют печати Божией на челах
своих. |
И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение
от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те
дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но
смерть убежит от них» (Откр.9,3-6).Саранча, с одной стороны, —
изображение человеческой страсти, но в то же время это изображение
и апостолов антихриста. Как библейский символ она, прежде всего, —
символ бедствий, божественного гнева и повод для призыва к
покаянию. Но, впрочем, там и мотылек какой-то пробежал... к чему бы
это? Интересно еще, что в Китае нашествие саранчи считалось
нарушением космического устройства.
Мы видим трех героев, стоящих на поле для гольфа на
18 лунок (три раза по шесть — 666 — число достатка, земного
устроения и правильности, число мира, число антихриста). Это
Джастин (Справедливая), Клэр (Ясная), Лео (Леонардо?
Галилео? Апокалипсическое животное Лев?). Над ними в
ночном небе — три небесных тела: над Джастин — Меланхолия, над Лео
— Луна, над Клэр — Солнце. |
Картина № 8.
|
|
В этих кадрах — всё о героях и о том, что несет образ каждого
героя.
Джастин — человек, болезненно переживающий свое существование, хотя
и неуверенный в себе (под Меланхолией все же), но изо всех сил
тянущийся к духовному, старающийся подчинять себя не законам людей,
а Высшему Закону, человек новейшей формации, человек веры, которому
доступно в общем-то всё. Это свободная творческая личность.
Клэр — ясная («…особенно в семейной жизни, Клэр любит стабильность.
Она домовита, хозяйственна, заботлива и, как правило, хорошо
устроена в жизни, поскольку замуж выходит за мужчину
состоятельного, твердо стоящего на ногах, умеющего хорошо
обеспечить семью»), простая и понятная. Она обладает активностью,
теплой человечностью, способностью любить и сострадать, она все
устраивает, всему назначает свой порядок… пока в мире все
стабильно, Клэр — прямо такая великая древнеславянская богиня
Берегиня, породившая все сущее. Но это — пока есть
стабильность…
Лео… Лео очень загадочен в этом фильме. Не случайно над ним — Луна,
а Луна — это смерть и… воскресение. Цикличность. Лео — намек на
возрождение. Намек на то, что конец, возможно, только начало. Самый
молодой герой, ребенок, не имеющий отчетливого «Я», и пока
способный только отражать свет солнца (солнечная Клэр). О нем еще
много надо рассказать.
Трое на поле — три состояния человеческой души?...
Картина № 9.
|
|
А вот Земля на фоне пока далекой Меланхолии —
беззащитная и крошечная. И очень какая-то никчемная, игрушечная,
что ли… |
У Джастин светятся пальцы. Что это? Намек на
последующее за концом света преображение плоти? Не знаю, не знаю…
Но она спокойна. Ни паники, ни истерики перед необычным явлением. С
интересом рассматривает свои светящиеся руки. Она доверяет
проиходящему. |
Картина № 10.
|
|
Картина № 11.
|
|
Сон (видение) или ощущение Джастин — бег сквозь
серую пряжу, мучительные попытки вырваться из паутины… «Я как будто
тащусь сквозь эту серую шерстяную пряжу… она цепляется к ногам, ее
так тяжело тянуть за собой», — скажет она своей сестре о своем
ощущении предстоящего брака. |
Эта свадьба, которой Джастин так тяготится, олицетворяет вообще всё
земное, с чем сливается душа человеческая, отрываясь от небесного и
порабощаясь тленному. Это же хорошо — вести домашнее хозяйство,
рожать и растить детей, строить карьеру, всячески обустраивать быт,
делать жизнь уютной и комфортной, спокойной и приятной. Но
достаточно ли этого для человека? А если в один прекрасный момент
прилетит какая-нибудь тунгусская каменюка и похерит твой с любовью
возведенный парничок вместе со всеми помидорами, что у тебя
останется? Так что не прилепляйтесь сильно сердцем к земному,
житейскому, вот что я вам скажу.
Планета Меланхолия приближается. Не затеняйте
духовное мирским, — так говорят следующие кадры. Этот мир сгорит в
огне. Точно! Землю и людей убьет Меланхолия I — сумрачный гений
человека, его интеллект, позабывший о красоте и добре, уничтожит
самого себя. |
|
Картина № 12.
|
А. Дюрер «Меланхолия»
И здесь уже пора рассказать о
«Меланхолии I»
Альбрехта Дюрера…