рейтинг блогов

Смотрите сами 2

топ 100 блогов sonja пишет катехизис27.02.2013 Ларс фон Триер МЕЛАНХОЛИЯ

ПРОЛОГ (продолжение)


Раз уж разговор пойдет о гравюре Дюрера, которая к фильму имеет прямое отношение, нужно сразу сказать, что никто не толком знает, о чем она. То есть, все знают, конечно, что она о состоянии человеческой души, называемой «меланхолия», но ведь не только же об этом! Она и о чем-то более глубоком (о внутреннем мире автора, я про Дюрера сейчас), и о той временной ситуации, когда она писалась, и о чем-то неизмеримо большем — как и все великие произведения, как и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Кстати, сами авторы могут и не догадываться о «глубинах» и «высотах» своих произведений. Иногда они просто диву даются, читая умные рецензии на их произведения, например такого рода: «В своей картине, напоенной солнечным светом, автор показал бесконечную пропасть непонимания, лежащую между человеком и братьями нашими меньшими, и выразил стремление к преодолению разрыва человека с природой, установления контакта с миром животных и к гармонии звездных сфер». «Офигеть! — думает в ответ автор. — Что он пишет?! Да у меня и в мыслях такого не было, я просто нарисовал симпатичного соседского котенка…»

Хочу обратить ваше внимание на то, что в Прологе гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия I» процитирована в картине № 2 (парк с двойными тенями) — водное пространство на заднем плане в точности повторяет водную гладь на гравюре. Да и летящая комета как бы намекает… да и вообще… Как всегда, у маэстро не поймешь: то ли он ваяет фильму по мотивам великого художника средневековья, то ли Дюрер решил проиллюстрировать Триера задолго до… Юнг их знает!
Картина № 2.
Смотрите сами 2

Ну, приводить свои умопостроения о символике гравюры я не буду, это неинтересно, вот вам вкратце символичное объяснение тех предметов, что изображены на гравюре, а это уже интересно и способствует пониманию:

А. Дюрер «Меланхолия I»
Смотрите сами 2
1 — Аллегорическая фигура Меланхолии.
По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску. В то же время размещенные вокруг нее предметы-символы указывают на тягу к знаниям и духовному развитию.

2 — Комета. Указывает на то, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом). Согласно античной мифологии Сатурн был старше всех богов и поэтому мудрее их.

3 — Летучая мышь.
Символизирует сумрак, в который погружены души меланхоликов. На табличке надпись: «Меланхолия I». Считается, что римская цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника-оккультиста Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.

4 — Лестница.
Аллегорическое изображение способности к познанию истины.

5 — Весы, многогранник (стоящий на своей неустойчивой плоскости) и шар.
Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. В одном трактате XV века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных».

6 — Тигель для плавки свинца.
Свинец считается земным воплощением Сатурна. Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид, свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.

7 — Собака.
Это животное представляло аллегорию меланхолии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое тогда полагали душевным заболеванием.

8 — Жернов и циркуль.
Атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн.

9 — Колокольчик и песочные часы.
Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.

10 — Магический квадрат.
Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.

11 — Венок из лютиков.
Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.

12 — Ключи и кошелек.
Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн. Их изображение — еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.

13 — Путти.
Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.

14 — Столярные инструменты
символ созидания: ведь сам Иисус был плотником.

Хочу еще сказать, что в нашем случае все-таки не меланхолия означает планету Меланхолия, а образ планеты Меланхолия означает идею меланхолии (кто понял, что я сказала? Объясните мне тоже, пожалусто).

Ладно, проехали «Меланхолию I» Дюрера, смотрим дальше Пролог «Меланхолии» Триера.
Дальше — очень красивые кадры. Джастин в свадебном платье в ручье среди трав, с ландышевым букетом. Вода, как все знают, — символ очищения. Здесь опять виден призыв к очищению, покаянию. Водяные кувшинки — символ красоты, милосердия и непорочности. Очиститься и хранить чистоту — вот о чем говорит эта прекрасная сцена, в ней — стремление к целомудренной жизни, нравственной чистоте и душевному благородству.
Картина № 13.
Смотрите сами 2
Кувшинка — это сказочная одолень-трава, обладающая волшебными свойствами охранять, давать людям силы одолеть врага, ограждать от бед и напастей. Кувшинка могла и погубить того, кто ищет ее с нечистыми помыслами. Вообще, кувшинка очень хорошо иллюстрирует сложный характер Джастин, склонной к меланхолии, — переменчивость настроений, противоречивость. Считается, что кувшинка изменчива и непостоянна в своих стремлениях. Но, люди-кувшинки, как это ни парадоксально, раньше, чем кто-либо, добиваются профессионального успеха, они склонны к глубокому анализу, любознательны и в то же время, организованы. Такие люди способны проникать в суть вещей. Похоже, что Триер как раз из таких.
А что ландыши в руках Джастин? Ландыши — символ любви и грусти. И они очень кстати в этой картинке. Эта сцена отсылает нас к картине «Смерть Офелии» Джона Милле. Что интересно, и саму картину мы увидим в фильме, значит, стоит заострить на ней внимание.
Дж. Милле «Смерть Офелии»
Смотрите сами 2

А в картине Милле, между прочим, и своих символов полным-полно. Например, символика цветов, изображенных на картине — это вообще отдельный разговор. Но о цветах разузнайте сами, это нетрудно. Давайте лучше подумаем, почему Триер именно картину Милле выбрал. Мне кажется, только потому, что ему хотелось засунуть Кирстен Данст в ручей — повторить ситуацию, когда натурщица Джона Эверетта Милле позировала ему в ледяной ванне и тяжело заболела чахоткой. Интересно, что эта натурщица, ее звали Элизабет Сиддел, во многом повторила судьбу Офелии… Художник тогда откупился деньгами — 50 фунтов, но туберкулез и вследствие этого меланхолия сопровождали девушку всю ее недолгую жизнь.
Спустя несколько лет, после того как она родила мертвого ребенка, находясь в состоянии тяжкой депрессии, Элизабет стала принимать опиаты и умерла в возрасте 33 лет от передозировки, причем неясно, то ли это было самоубийство, то ли несчастный случай… Ее неутешный муж, известный поэт и художник того времени Данте Габриель Россетти, похоронил вместе с ней в ее гробу все свои рукописи. Но, как водится, впоследствии нашел утешение с другой женщиной, пожалел о рукописях и добился разрешения на эксгумацию. Склеп на Хайгейтском кладбище вскрыли, рукописи достали и передали их Россетти вместе с локоном волос Элизабет. Странно, но успех с тех пор покинул Россетти… Мимо такой истории Триер пройти не мог. Таким образом, в сцене, повторяющей сюжет картины Джона Милле, мы имеем двойное указание на состояние героини — она безумна, и она не хочет жить.
Чем дальше, тем интереснее. Вот Лео строгает палку.
Посмотрим на этого интересного мальчика и вспомним еще одну «Меланхолию», Лукаса Кранаха. Старшего. Здесь, на мой взгляд, начинается самое интересное, таинственное и непонятное. Думаю, Ларс фон Триер в своем увлечении символогией и криптологией отчебучил на этот раз что-то уж совсем запредельное. Смотрите сами.
Картина № 14.
Смотрите сами 2
Лукас Кранах Старший «Меланхолия»
Меланхолия Кранаха
Первое, что бросается в глаза, — удивительное портретное сходство мальчика Лео с главным персонажем картины Кранаха. Зачем это сходство? Откуда это сходство? И что оно значит?.. Над этим стоит подумать, а пока присмотримся к символике картины Кранаха «Аллегория Меланхолии». Интересное кино получается! Здесь Триер еще раз показал свою нетривиальность. Будучи в общем-то вполне предсказуемым, в данном случае он отходит от прямолинейного
символизма, ломает символьные стереотипы средневековья и начинает строить по картине художника XVI века свою собственную символику, сопрягая ее с сюжетом фильма. Триер взял Кранаховские образы, переосмыслил их и закрепил в своем фильме, придав им новое содержание. Теперь не Триер «перепевает» Кранаха, а Кранах иллюстрирует Триеровскую «Меланхолию». Да, на его фильм работают великие художники, он берет иллюстраторами Вагнера, Дюрера, Кранаха, Тарковского… так запросто…
Женщина, на которую так похож мальчик Лео, олицетворяет меланхолию, гений меланхолии. Она методично и бездумно строгает палку (так же, как Лео). Мы знаем, что это строгание в общепринятой символике намекает на склонность к суициду. В картине — да и ладно, но в фильме ребенок!.. Причем тут суицид? Вы в тупике? Сама в шоке, давайте разберемся. Смотрите сами 2
По сюжету, Лео (Меланхолия?), строгая палку, строит волшебную пещеру, в которой можно спастись: « И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор» (Откр. 6,15).

Может, Триер предлагает символ с двойным дном? Какбе намекая под сюжетным слоем и на свое состояние тоже? Символ в символе — не слишком ли сложно даже для него?
Все-таки, скорее он просто придал символу новое значение, и теперь строгать палку значит: проявлять склонность к суициду + деятельно искать спасения, то есть = двум взаимоисключающим вещам, если логически… Это уже и не тупик, а тупизм какой-то…

Хорошо, зайдем с другой стороны и посмотрим чуть издали. Мальчик Лео, которого мэтр ставит под знаком Луны, что символизирует цикличность состояний, строгает палку, что намекает на суицидальные наклонности и поиски спасения от гибели одновременно… или поочередно?.. Такая антиномичность в этом загадочном мальчике — что просто дух захватывает. Палки-ёлки! Конечно, этот мальчик — сам и есть символ. И именно противоречивость значений рисует глубину и… человечность. И правдивость. …
Смотрите сами 2 Смотрите сами 2 Что же он так напоминает, этот Лео-Галиео-Леонардо? Вернемся теперь на секунду к внешнему сходству Лео и суицидальной Меланхолии Кранаха и подытожим. Что мы имеем? Лео и Меланхолия похожи, они упорно показывают нам символически одно и то же — склонность к суициду…
Мы должны сделать какие-то выводы.

Первое, что приходит в голову: Триер экранизировал «Меланхолию» Лукаса Кранаха Старшего. Отставить смешуёчки. Мальчик, смотрим на мальчика, как похож на Меланхолию — будто сын родной. Точно! Лео — дитя Меланхолии! Склонность к суициду, указание на цикличность, умирание и возрождение…

Неужели образ ребенка с именем гениального изобретателя эпохи Возрождения, Лео, символизирует депрессию — дитя меланхолии? Да, так и есть. Депрессия, «темная ночь души», — одновременно уничтожение и возрождение.

Самое время поговорить о депрессии. Любой скажет, что депрессия — это зло. Ее нужно лечить, ее нужно предупреждать и т.д. Но так ли это? Ведь в этом состоянии человек, оторвавшись от мирской суеты, наконец-то начинает вглядываться внутрь себя. Я понимаю, конечно, что внутри человека может быть мало хорошего, слава Богу, если монстров не встретите, но это все равно шаг навстречу себе, движение в сторону перемен, совершенствования. Аристотель, Платон, Эмпедокл и другие древние ученые считали, что все талантливые люди подвержены меланхолии, и что именно она способствует проявлению их таланта, открывает понимание мира, позволяет глубже заглянуть в суть вещей. Да, это болезненный и горький стимул, но он приносит удивительные плоды! Датский мыслитель Серен Кьеркегор, страдавший от депрессий, говорил: «Это мое убеждение, моя победа над миром. Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни». Без страдания нет очищения. Без очищения нет ясности понимания и успокоения. Тяжкие страдания меланхоликов сменяются моментами просветления — как награда, утешение за перенесенную душевную боль. Не надо бояться страданий — это верный путь к чистому видению, более надежный, чем путь радости. Болезненность депрессии — хорошее средство «оставить мир позади себя и пробиться к сияющему равновесию и гармонии. Это потрясение подобно "вратам великого отчаяния, вратам, открывающим путь к новому бытию"». Депрессия — это одновременно уничтожение и возрождение.
Существует мнение, что человеку лучше не вмешиваться самому в процесс выхода из депрессии: «Человек в темной ночи знает, что его болезнь может исцелить только Господь. И оттого ему не позволительно самому разгонять темноту искусственными огнями, он должен подождать, пока взойдет солнце Господней любви. Иначе бедствие "ночи" не имело бы смысла». Подозреваю, что тут многие не согласятся, а и ладно.
Ну, всё, хватит, оставляем пока депрессию и мальчика. Смотрите на передний план картины — дети загоняют шар в обруч. Обруч… Ну просто слов нет! Опять мальчик Лео вылезает. На этот раз со своей армиллой — астрономическим прибором из проволоки, в который визуально нужно загонять надвигающуюся планету Меланхолия, чтобы понять, насколько она приблизилась к Земле. Смотрите сами 2

В таком свете игра детей с планетой на картине Кранаха означает вот что: предупреждение о том, что гений меланхолии нуждается в особом контроле разума.

Вы заметили уже, как запутались, что объясняет что: картина фильм или фильм — картину? Вот так творит свое кино этот Триер Ларс фон! Дай ему Бог психического здоровья… или, может, и не надо?

Ладно, ум уже вскипел, а у нас в картине Кранаха еще столько аллегорий и символов не объясненных… и куропатки (помните?), и собака, присматривающая за детьми, и надвигающаяся темная туча со страшными обнаженными всадниками на свиньях и козлах, во главе с самим… этим… фу!

В общем, вам теперь есть над чем поломать голову. И у нас осталась последняя картина Пролога. Короткая и трагичная.
Картина № 15.
Смотрите сами 2
Гибель Земли: « И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр. 6,13).
« И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? » (Откр. 6,15-17).
Мы посмотрели все картины Пролога к фильму «Меланхолия». Что можно сказать, какие выводы сделать? Несомненно одно — фильм Ларс фон Триер снял о себе самом любимом. О своей личной катастрофе — столкновении с планетой Меланхолия. Надо сказать, что это далеко не первый его фильм о себе. В общем, все его фильмы — о себе. Но не в этом дело. Дело в том, что так рассказать о своих эмоциях, мироощущении, о своей душе, что миллионы людей, затаив дыхание, не могут оторваться от экранов на протяжении всего действа, а потом неделями ходят под впечатлением, — это блин гением все ж таки надо быть! Ну, по крайней мере.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня услышал фразу, которая расставила всё на свои места: "Если мужчина и женщина дружат то либо они любовники или станут ими в будущем". P.s. Кто-то будет ...
Не утихает желание Кремля переложить финансовое бремя проведения боевых действий в Украине, в свете падения мировых цен на нефть на простое население, которое и так сводит еле-ели концы с концами в желание пережить нынешний состав Кремля и спецоперацию. Которая принесла людям ...
 Как самолёт идентифицируется как гражданский Боинг? С помощью передатчика на борту, передающего соответствующий сигнал. Можно ли поставить такой передатчик на военный транспортник? Вполне, как говорится, "проводки соединить". Можно ли его выключить в полёте, сыммитировав катастрофу? В ...
Именно за свою активность и подвижность в народе его так и зовут, а официально это... Впрочем давайте пока просто на него посмотрим и опишем. Хоть какая-то интрига :)    А для меня эта птица стала лайфером этой зимы. Когда была в Москве, то совершила марш-бросок километров так ...
Да, давно меня так не унижали… Вбегаю радостный к жене в гостиную, почти кричу: «Котик, слушай, я, наконец выяснил от чего у Кирилла Серебренникова все неприятности. Он, оказывается, гомосексуалист и пытался соблазнить сына какого-то очень крутого генерала ФСБ!» Супруга смотрит на ...