Смерть, которую построил Ларс

топ 100 блогов novayagazeta23.05.2018 Десятки зрителей в ужасе сбежали с показа нового фильма фон Триера в Каннах. Зря: в финале были жаркие аплодисменты.

Во время гала-показа фильма Ларса Фон Триера «Дом, который построил Джек» десятки зрителей в вечерних нарядах вытекали в ужасе и отвращении из зала. А в финале были жаркие аплодисменты. Так всегда с картинами великого и ужасного… Изгнанного из Канн и вновь ласково привеченного режиссера. Гигантского манипулятора и провокатора. Точно знающего больные места аудитории, тычущего тонкими иглами, а то бьющего кувалдой прямо в солнечное сплетение.

Во многом «Дом, который построил Джек» — продолжение депрессивной трилогии («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»), но вспомнился и «Элемент преступления», первый из трилогии «Европа». Там следователь Фишер, чтобы найти убийцу, следует методу учителя Осборна: нужно воссоздать жизнь убийцы и с помощью реконструкции прошлого научиться предвидеть будущие действия преступника.

Примерно тем же занимается серийный киллер Джек. Правда не один — во внутренних диалогах с неким Verge — мистическим «Посторонним». Умудренный опытом Verge (любопытно, что играет его тот самый Бруно Ганц, который был ангелом в «Небе над Берлином») выслушивает исповедь неприкаянного убийцы, расспрашивает о травмах детства, дает советы. На экране разворачивается кошмар самоанализа.

В фильме пять актов (совсем как в «Образе и речи» Годара). Пять инцидентов. Хотя жертв, очевидно, больше. Но Джек не занимается подсчетом. Он вспоминает, как все началось, как его влекло вдохновение.

Начинается медленное погружение в один отдельно взятый и скрупулезно изученный внутренний ад. Все события рассматриваем с точки зрения Джека.

В этой исповеди садиста Триер вновь исследует «банальность зла», проистекающей из ничего.

К примеру, вначале он и не думал убивать, но жертва была так навязчива… Героиня Умы Турман практически напрашивается на убийство. Кокетничая с незнакомцем в больших квадратных очках, просит о помощи — ее красный домкрат сломался, она одна на пустой дороге, надо подвезти в авторемонт. При этом все время провоцирует: говорит, что у него взгляд убийцы, что мама ее предупреждала… А главное, домкрат (он у нее в руках) по-английски звучит почти так же, как имя главного героя — jack. Что делать, удар наотмашь домкратом — финал этого иронического диалога.

Красный цвет — станет символом насилия в фильме. Стоит ли говорить, что и машина у Джека красная.




Смерть, которую построил Ларс
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»


Убийство монтируется со старой черно-белой съёмкой Глена Гульда, который оттачивает виртуозные пассажи из баховской Партитуры-2. Джек еще не мастер. Одержимый призраками прошлого, он будет оттачивать свое искусство. К примеру, филигранно вонзив нож в сердце пожилой дамы, будет вновь и вновь возвращаться на место преступления: не оставил ли капель крови под ковром, за картиной, на хрустале люстры. Джек, как Гульден, настоящий перфекционист. Инженер по профессии, вообразивший себя архитектором. И идеальное убийство мечтает построить, как готический храм, вознесшийся к небесам.



Он ведь и дом пытается строить, как его тезка из всем известного стишка.

В зверски страшном фильме много черного юмора. Символы азбукой морзе предупреждают зрителя об очередном преступлении (так публику в немом кино таперы предупреждали музыкой).

Если в кадре красная сумка на колесах или красные бейсболки на маме и ее чудесных сыночках — жди убийства.

Здоров ли Джек? Разумеется, нет. Сам признается, что у него OCD — синдром навязчивых состояний. Но разве музыкант не одержим идеей достичь невозможного? Маньяк разнообразно развивает свое «искусство», но и сама природа ему всячески потакает. Внезапный дождь заботливо скроет кровавый след на ночной дороге. Триер цитирует стихотворение Блейка, в котором автор недоумевает, неужели Господь улыбался, возлюбив и кровавый всполох тигра, и его жертву ягненка? И Джек интересуется, отчего вокруг любимого дуба Гете, под которым поэт сочинял свои элегии и баллады, расположился Бухенвальд?

Триер любит задавать неудобные вопросы, развивая известные спорные идеи.

Джек, который построил смерть, полагает, что убийство — тоже акт искусства. И его «мертвые создания» превращаются в инсталляции. Показывая на экране шедевры мировой живописи, режиссер доказывает: чем выше, тем агрессивней искусство по своей природе. Художник использует эпатаж как форму насилия, пробуждения зрителя.

Икона получает «пальму первенства» в негласной иерархии общемировых ценностей. И известные персонажи истории, превращенные своими государствами в иконы — устраивали чудовищные массовые «инсталляции» из трупов.

Эстетика и в реальности победила этику. Устраиваются гигантские вернисажи Гюнтера Фон Хагенса, работающего с пластифицированными трупами. Джек — «в струе», превращая живого в неживое, подготавливает свою «уникальную выставку». Бескомпромиссен, безжалостен как «творец». Но больше как дьявол. Финальное облачение Джека, переодевшего костюм страхового клерка на алый халат с капюшоном, буквально кричит о сути антихриста в обличье человека. Антихрист, считает Триер, — «и есть человек, в котором воплощается зло».

«На протяжении многих лет я делал фильмы о хороших женщинах, — говорит режиссер, явно преувеличивая «положительность» своих героинь, — сейчас я сделал фильм о мужчине-дьяволе».

А свой идеальный дом у реки Джек так и не построил. Зато Ларс фон Триер, подобно Джеку, возводит свой «идеальный» фильм жестокости. Но при всем том, что жестокость в фильме поднялась над всеми возможными ограничениями, со второй половины картина кажется отчасти предсказуемой. А этого уж точно не хотел ужасный и могучий Ларс.

Впрочем, напоследок он саркастически улыбнется: на титрах будет звучать знаменитая песенка Перси Мэйфилда, прославленная Рэем Чарльзом: «Проваливай, Джек, и больше не возвращайся! Не возвращайся! Не возвращайся!»

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Художник Инна Алтунашвили Ох, как долог… И короток век: Пролетели года чередою. А соседки всё также сидят. Осень думы опять навевает. Пёс на страже сидит, и на воды ...
Ищу мастера, готового изготовить клинок для Раджи 2. Оригинал ножа с родным клинком предоставляю. Необходима более прочная сталь, чем родная (AUS-8 / AUS-10). Срочности нет. О расценках в курсе. О том, что складень - неполноценный нож и прочие нравоучения уже слышал, не нуждаюсь. ...
Большая власть, впрочем, может создать ещё больше зла. Как ограничивать "властвующие элиты" в творении зла? Думать не хотят об этом, даже интеллектуалы, тем более, интели. Мировая мысль смирилась паеред злом, злу сдалась. Считает его "законом природы", против которого невозможно ...
Очень хочется мне про дурку написать. Сразу скажу, что тем, кто плохо представляет, что такое жить с душевнобольным, обладающим альтернативным характером - я могу показаться жуткой сучкой и неблагодарной тварью.Да, я такая, класть свою жизнь на мытье обосранных полов человеком, которому в ...
Количество олимпийских видов спорта постепенно расширяется, сейчас все настойчиво звучат призывы добавить в список поле-спорт, или танцы у шеста. Всецело за. Почему керлинг или прыжки на батуте олимпийские виды спорта, а подобные танцы - ...