Сильные и слабые группы, или петля обратной связи

топ 100 блогов navlasov21.11.2019 Распределение студентов по семинарским группам на потоке происходит обычно либо по алфавиту, либо по направлениям специализации. В обоих вариантах оно довольно случайное с точки зрения знаний, способностей и мотивации распределяемых (во втором случае бывают нюансы, но в целом это справедливо и для него). В результате в каждой группе должна по идее присутствовать примерно одинаковая доля "сильных", "средних" и "слабых" студентов (прилагательные взяты в кавычки в связи с их условностью, но, опять же, не будем сейчас усложнять).

Однако и теория вероятности, и многолетняя практика показывают: распределение по факту оказывается ни разу не равномерным. Где-то случайным образом появляется целая плеяда "сильных" студентов, а где-то их может не быть совсем. И тогда преподаватели начинают говорить о "сильных" и "слабых" группах.

Есть ли под этими характеристиками какая-либо рациональная основа, или у нас тут опять в чистом виде поспешное обобщение? Казалось бы, от присутствия в группе четырех-пяти "звезд" остальные пятнадцать студентов в группе не могут стать более подготовленными и мотивированными. На самом деле, как мы все прекрасно знаем, поведение человека во многом определяется его социальным окружением. Для студенческих групп это тоже характерно: когда вокруг никто не напрягается, и у тебя нет стимулов особо напрягаться, и наоборот. Лично я это хорошо прочувствовал еще в студенческие годы.

Но есть и еще один важный фактор, о котором преподаватели, по моим наблюдениям, задумываются не так уж часто. Большинство коллег воспринимает "сильные" и "слабые" группы как некую данность, соответственно радуясь своей удаче или сетуя на невезение. При этом пропадает из виду петля обратной связи, которая незримо существует между преподавателем и его студентами...

...Эта история случилась, когда я только начинал преподавать в вузе. На потоке была одна группа, которая состояла из довольно слабых студентов. На семинары ходила в лучшем случае половина, да и те обычно были не готовы к занятиям и предпочитали играть в молчанку. Среди коллег эта группа получила прозвище настолько обидное, что я даже не рискну воспроизвести его здесь. Так к ней все и относились, в том числе и я. Пришел - кое-как отработал обязательную программу - вздохнул с облегчением.

И вот как-то раз одна коллега, у которой было "окно" между двумя своими занятиями, попросилась посидеть на моем семинаре. Просто так, от нечего делать. Мне очень хотелось произвести на нее хорошее впечатление, и поэтому я стал выкладываться на полную катушку, пытаясь растормошить сонных и молчаливых студентов. К моему огромному удивлению, к середине семинара группа "завелась" и начала выдавать что-то более или менее осмысленное. Оказалось, что и с ними можно работать!

Этот случай стал для меня хорошим уроком на будущее. Я понял, что "сила" или "слабость" группы зависит в конечном счете и от меня. От того, как я работаю со студентами.

Любой преподаватель - в большей или меньшей степени, сознательно или подсознательно - учитывает реакцию студентов. И эта реакция, в свою очередь, влияет на его поведение. Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо; я еще не встречал преподавателя, который бы работал совершенно одинаково со всеми своими группами (зато, увы, в изобилии встречал тех, кто одинаково НЕ работал).

Итак, студенты реагируют на действия преподавателя, преподаватель - на студентов. Возникает петля обратной связи - или, вернее, даже спираль, которая может оказаться как восходящей, так и нисходящей. Когда попадается "сильная" группа, с которой интересно работать, на семинар идешь как на праздник. И видишь, что студенты тоже искренне рады твоему приходу. И сразу же хочется дать им больше, сделать семинар максимально интересным и полезным, выходя за рамки программы. Студенты, в свою очередь, видят это, им становится все интереснее заниматься, их мотивация растет, а это, опять же, мотивирует преподавателя... вот она - усиливающая обратная связь во всей красе.

С некоторыми группами уже после первых занятий у меня возникает такой раппорт. Таких групп сравнительно немного, в среднем примерно одна из четырех. С другими просто приятно работать. Но бывают, конечно, и такие семинары, куда идешь, как на нудную и бессмысленную отработку. Зная, что группа "слабая", ничего интересного тебя там не ждет, поэтому поскорее бы пролетели эти полтора часа, которые надо хоть чем-нибудь заполнить...

Как только я замечаю внутри себя подобный настрой, я сразу же жестко пресекаю его. "Ведь ты же коммунист, Иван!" (с) - и работать на полную катушку! Не благодаря высокой мотивации, а чисто на чувстве долга и силе воли. И результат обычно есть. Да, группа не становится "сильной", но удается избежать самого плохого развития ситуации. Нисходящей спирали, когда отсутствие мотивации у преподавателя прекрасно считывается студентами, которые, в свою очередь, перестают даже пытаться что-то сделать, после чего преподаватель окончательно ставит на них крест, и занятия до самого конца семестра превращаются в бессмысленное для обеих сторон убивание времени.

Итак, создать спираль положительной обратной связи - очень важная задача. Однако здесь есть один нюанс: спираль эта должна строиться на правильной основе, соответствующей целям и задачам высшей школы. Между тем, многие коллеги создают положительную обратную связь со студентами в форме взаимного некритического восхваления и умиления. В таком виде она не только не приносит никакой пользы, но и крайне вредна. Впрочем, об этом я поговорю в следующий раз.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Максим Калашников выдает перлы один за другим с частотой автомата. На сей раз мне кинули ссылку на его пост про крушение США. Там есть два примечательных момента. Первое. Калашников говорит, что капитализм исчерпал себя, как система ...
Прослушал WYWH Пинков и OES Стрейтсов. Субъективные впечатления - будто наконец-то догрузился прогрессивный jpg. Или что убрана ткань, что накрывала колонки и демпфировала звук. Сами-колонки очень красивые, эффектные. Пока стоят без грилей. :) Только я ...
- Та часть нас, которая свободна, дика, открыта, любопытна, может быть подавлена самой жизнью или болью. Мои дети знают мою истинную сущность, они помогли мне снова обрести истинное "я" и принять его. Они многое пережили. Я учусь у них быть сильной. Мы, родители, призываем наших детей ...
Ищу мягкий, обязательно нежаркий и послушный шарф для знакомой мамы без слингоопыта. Не толстый, удобно мотающийся, лёгкий в освоении и уходе. Размер нужен 6, длинная 6, возможно, короткая 7. Бюджет: чем ближе к 3000, тем лучше. Оттенки пастельные: розовые, бежевые, лиловые, т.е. светлые, ...
«Люди добрые! Помогите погасить старинный долг!!! Давно висит, денег нет, сил не осталось, здоровья тоже…» . И сумма долга – 585 рублей. Нет-нет, все верно – 585 рублей. Нет, не тысяч, обычных рублей. Да, это вся сумма долга, полностью. Город, указанный в профиле должника – Пенза. Долг ...