Преподавание: оркестр одиночек

Однако на практике слаженного концерта не получается. Каждый преподаватель, по большому счету, сам определяет, что и как ему делать в рамках своих часов. В лучшем случае он получает программу курса, неизвестно кем и как составленную. Хорошо, если есть качественный учебник, на который может ориентироваться как преподаватель, так и его студенты. Но проблема заключается в том, что подавляющее большинство преподавателей в высшей школе весьма смутно представляют себе, что говорят в соседней аудитории тем же студентам их коллеги. Многие даже затруднятся ответить на вопрос, какие курсы читаются параллельно с их предметом. Собственные лекции и семинары воспринимаются не как часть общего поля, а как свой собственный надел, который надо обрабатывать, а вокруг - хоть трава не расти.
Разумеется, это приводит к общей несогласованности в "оркестре". Иногда студенты по два, три, четыре раза слушают одно и то же (вплоть до полного дублирования курсов под разными названиями). Но тут хотя бы можно отговориться навязшей на зубах фразой о том, что повторение - мать учения. Хуже, когда образуются лакуны, пустоты на стыке между разными курсами, и студенты не получают какие-то важные навыки или не понимают связь между двумя предметами.
Эта проблема очевидна. Далеко не столь очевидным является ее решение. Централизованно разрабатывать содержание всех курсов, подобно тому, как композитор пишет симфонию, во-первых, практически невозможно, во-вторых, принесет больше вреда, чем пользы. В идеале каждый преподаватель должен просто представлять себе, как играют другие "инструменты" в "оркестре": это поможет ему соответствующим образом адаптировать свои собственные "ноты". Но как этого добиться? Не будешь же ходить на занятия ко всем коллегам. В какой-то степени согласованию курсов между собой может помочь учебно-методическая комиссия, однако ее возможности тоже ограничены.
Тем не менее, некие минимальные меры здесь принять можно. Во-первых, разрабатывать и широко обсуждать концепцию, лежащую в основе учебного плана. Важно, чтобы это не было очередной формальной бумажкой, иначе теряется весь смысл. Эта концепция должна быть дополнена расширенными аннотациями ко всем преподаваемым курсам. Во-вторых, проводить перед началом учебного года учебно-методические семинары, на которых преподаватели смогут договариваться относительно того, кто какие сюжеты будет освещать на своих занятиях. В-третьих, покончить с ситуацией, когда курсы создаются исключительно по принципу "Иван Иванычу не хватает нагрузки, надо дать ему какие-нибудь часы".
Особенно важна командная работа на другом уровне - там, где несколько преподавателей ведут занятия по одному предмету. Здесь несогласованность очень быстро приводит к печальным, иногда катастрофическим последствиям. Но об этом - в другой раз.
|
</> |