"Сдал экзамен - иди преподавать"

топ 100 блогов navlasov15.10.2019 Человек, который сдал на "отлично" экзамен по определенному предмету, вполне готов к тому, чтобы преподавать этот предмет. По крайней мере, так утверждали некоторые мои собеседники в одной из прошлых дискуссий. Возможно, в близких им областях знания все так и есть - судить об этом не берусь. В моей области ситуация в корне иная.

Чтобы качественно преподавать историю (да и многие другие гуманитарные дисциплины), нужно знать, как минимум, на порядок больше того, что ты даешь студентам и что требуешь от них на экзамене (выражение "на порядок" я использую здесь осмысленно и в его буквальном математическом значении, а не как часто бывает). Преподаватель, который знает только то, что написано в учебнике, попросту бесполезен - его можно спокойно заменить тем же самым учебником или онлайн-курсом. Для меня это - очевидные вещи, но, как оказывается, очевидное мне вовсе не очевидно другим. Поэтому объясню поподробнее.

Зачем преподавателю знать и уметь больше, чем нужно в рамках его курса? Во-первых, для того, чтобы этот курс вообще создать, а не ограничиваться трансляцией созданного кем-то другим (автором того же учебника). Мое глубокое убеждение - в высшей школе можно ориентироваться на определенные образцы, использовать их, но нельзя делать это, не раздумывая и внося ничего своего, тем более что многие курсы банально устаревают и нуждаются в регулярной модернизации.

Во-вторых, важно уметь адаптировать содержание курса к конкретной аудитории. У меня не раз бывало, что в параллельных семинарских группах на одном потоке приходилось вести, по сути, разные занятия; в одной из них случайным образом оказывались сильные студенты, которые стандартные задания щелкали, как орешки. Такая адаптация, опять же, невозможна, если преподаватель знает только "от сих до сих" и ничего больше.

И, наконец, третье и самое простое: преподаватель, знающий курс в рамках того объема, который необходим на экзамене, не в состоянии ответить на любой вопрос, выходящий за эти рамки. Тем самым студенты лишаются критически важной для них возможности - получить консультацию квалифицированного специалиста по проблеме, которая их интересует. Эта возможность, на мой взгляд, зачастую гораздо важнее, чем возможность слушать лекции того же специалиста, ориентированные на более или менее среднего студента.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полностью здесь . Очень хороший материал. На этом рывке Руслан  на корпус обошел кучу профессионалов высшего уровня, и один из лучших, максмально и по заслугам уважаемых экспертов России мне это только что подтвердил в привате. По сути, все вызовы и риски текущего года&n ...
Горяяяяячиеее беляши! Разносится летом над крымским пляжем. И бабулька волочит по раскалённому песку корзинку, накрытую тряпицей. В кузовке томятся круглые открытые татарские пирожки. Белэш вообще-то – это большой пирог с мелко нарезанным ...
Подумаешь какие-то там пассажиры какого-то там самолёта. Тьфу и забыть! На фоне многотысячных утрат последних лет это сущие мухи. Сказочная Путоссия очерствела настолько, что даже одномоментная смерть нескольких миллионов вызовет только гомерический смех.       Танцевать на ...
весь постсоветский военный кинематограф — это одна сплошная сюжетная линия «Архипелага ГУЛага» Александр Халдей   Очень сложно снимать современные фильмы про войну. Здесь ...
В разгадывании не участвует предложившая книгу izabella76 , просто комментировать обсуждение можно всем. Комментарии скрыты по умолчанию, раскрываются те, где нет указаний на отгадку. ---------------------------------------------- Въ Галактическую Службу Защиты отъ Опасностей, ...