Два взгляда, или кто прав, а кто виноват?
navlasov — 16.09.2019 Далеко не секрет, что корни многих современных межгосударственных и межэтнических конфликтов уходят глубоко в историю. Причем так глубоко, что задавать вопрос "кто прав?" попросту бессмысленно. У каждой стороны есть свой список претензий, и каждая считает, что первым начал оппонент. Произвольный подбор фактов, диаметрально противоположные трактовки одних и тех же событий - обычные спутники этих "боев за историю".Как это может выглядеть? Поясню на примере двух вымышленных народов - мюмзиков и зелюков. Сразу оговорюсь - сама по себе история также вымышленная, хотя каждому ее этапу можно найти массу аналогов в реальном прошлом.
Итак, жили в глубокой древности мюмзики. Они были оседлым народом, землепашцами, а когда и откуда пришли - никто не помнит. Раскопки показывают, что до них здесь проживал кто-то еще, но вопросы о том, как появились мюмзики и что случилось с автохтонами, до сих пор активно обсуждаются. Сами мюмзики всегда считали, что это их исконные земли.
А потом появились зелюки. Зелюки были кочевниками и жили где-то далеко на юге, но их выгнали, как это часто бывает, более могущественные племена. В результате зелюки поселились рядом с мюмзиками, отобрали у них часть плодородной равнины и совершали набеги на оставшиеся земли. Эти набеги, кстати, стали сюжетами древнейших эпических сказаний у обоих народов.
В какой-то момент мюмзикам все это надоело, они объединились и устроили поход на зелюков. Равнину отняли обратно. После этого зелюки присмирели и даже стали союзниками мюмзиков против других племен. Но через век-другой среди мюмзиков начались усобицы, и они стали привлекать зелюков для своих внутренних разборок.
Зелюки, понятное дело, ситуацией воспользовались, разбили враждовавших между собой мюмзиков поодиночке, снова отняли злополучную равнину и наложили на соседей тяжелую дань, да еще и наместников своих к ним отправляли. Историки мюмзиков потом назвали это "зелюкским игом".
Но прошла еще пара веков, и уже у самих зелюков случился большой кризис, а мюмзики объединились и иго сбросили. Равнину отобрали, а земли зелюков присоединили к своему, теперь уже централизованному, государству. Некоторых взяли в рабство, остальным разрешили жить на старом месте и даже соблюдать кое-какие свои обычаи, но отношение к ним было откровенно как к существам второго сорта. Историки мюмзиков сейчас пишут о "порабощении".
Так продолжалось некоторое время, а потом в империю мюмзиков с востока вторгся страшный враг. Зелюки тут же восстали и примкнули к агрессору. На захваченных землях они зверствовали хуже самого врага. Но выстояли мюмзики и в конце концов даже победили. Тут-то и пришел час расплаты: зелюкам с лихвой отплатили за бунт, многих перебив, а остальных поставив в очень тяжелые условия. Мюмзики вспоминают об этих событиях как о "подлом предательстве и справедливой расплате", зелюки - как о "героической национально-освободительной борьбе, окончившейся после поражения геноцидом".
Правда, некоторое время спустя пришедший к власти просвещенный монарх решил, что кроме кнута нужен еще и пряник, и вновь разрешил зелюкам жить по их исконным обычаям и даже дал им некоторое самоуправление. Кроме того, он в качестве особой милости даровал им спорную равнину - естественно, при условии, что они будут верными и лояльными подданными империи мюмзиков. Установившийся режим историки зелюков назвали "оккупацией". Историки мюмзиков в ответ заявляют, что только благодаря этой "оккупации" дикие зелюки наконец-то начали превращаться в людей.
Ситуация оставалась более или менее стабильной до того момента, как началась эпоха национализма. Тогда, воспользовавшись кризисом империи, зелюки отделились. Мюмзики к тому моменту были в целом не против, но равнину требовали вернуть. Зелюки, естественно, отказывались. Из-за этой равнины между государствами мюмзиков и зелюков потом вспыхивало несколько войн, в развязывании которых стороны обвиняли, понятное дело, друг друга.
И теперь:
- мюмзики называют зелюков жестокими и агрессивными варварами и припоминают им иго и коллаборационизм;
- зелюки называют мюмзиков агрессивными имперцами, припоминают им рабство, геноцид и оккупацию.
Равнину, понятное дело, поделить не могут до сих пор.
А дальше можно порассуждать о том, кто больше виноват, кто начал первым и у кого более обоснованные претензии. Причем рассуждать об этом можно до бесконечности - сдвинуться с мертвой точки не получится все равно.
|
</> |