сбились мы что делать нам

Пушкин - великий поэт.
Он реформировал язык и стих. Это правда.
Пушкин - поэт сложный и сегодня малопонятный в своих словах,
сюжетах и смыслах. Это тоже правда.
Пушкин - поэт с очень устарелым, даже для
XIX века,
мировоззрением. Он мастер формы, игривый атеист, аристократ,
монархист, государственник, империалист, но при этом европеец и
западник. Совершенно чужд моральным проповедям, поучению, поиску
правды, она же истина.
Меж тем вся великая русская литература - ровно
наоборот: пренебрежение формой во имя содержания, богоискательство,
народолюбие, демократизм, антиправительственный настрой, сочувствие
угнетенным странам и племенам, но при этом самобытность и
почвенничество. А также неистребимый дух правдолюбия и
назидания.
То есть Пушкин - писатель как бы скорее
XVIII века. И это тоже
правда.
Возведение Пушкина на постамент главного
русского писателя (и установка ему памятника в Москве в 1880 году)
было актом прежде всего политическим. Что уж говорить о пушкинском
юбилее 1937 года. Если в XIX
веке это было дело скорее общественное, хоть и
под официальным покровительством царя, то в ХХ веке это уже было
полностью государственное мероприятие. И это правда, как ни
крути.
Общая народная память создается сверху, прилежными усилиями чиновников,
интеллектуалов, учителей. Сама она не появляется.
Есть Пушкин. Сцепление текстов, фактов, загадок.
А есть Памятник Пушкину. Бронзовый и прекрасный.
Это разные сущности. Их не надо путать.
«Наше всё», столп нации - это Памятник Пушкину.
Еще один такой столп - День Победы.
Который учрежден через 20 лет после окончания войны. И похож на
войну и победу примерно так же, как Памятник Пушкину на реального
Пушкина, о котором мы никогда не узнаем всей правды.
Хотя будем стараться. А нам будут кричать: на что замахнулись?!
Но мы ведь не про Памятник, а про Пушкина.