справа, где Достоевский

Если говорить в
общем и целом, то левые выступают за равенство, а правые – за
свободу. То есть левые в общем и целом скорее демократы, а правые
скорее либералы.
Но свобода бывает разная.
В 1880 году Ф.М. Достоевский по поручению Славянского
благотворительного общества написал обращение к императору
Александру II.
В этом тексте вскрыта психологическая и социальная основа свободы
как весьма архаичного института. Это чистая, первобытная свобода,
не имеющая ничего общего ни с демократией, ни с либерализмом,
поскольку и то и другое основано на фиксации неких прав. Но и с
анархическим своеволием эта свобода тоже несовместима.
Достоевский пишет:
«…отношения русского народа к царю-отцу своему лишь
любовно-свободны и безбоязненны, а не мертвенно-формальны и
договорны».
И далее:
«Мы верим в свободу истинную и полную, а не формальную и
договорную, свободу детей в семье отца любящего и любви детей
верящего, - свободу, без которой истинно русский человек не может
себя и вообразить»
(Ф.М. Достоевский, Полн. собр. соч., т. 30 кн. 2, М., 1990, С. 47 –
48).
В подготовительных материалах читаем:
«Мы стоим за свободу <…> почитать (было: любить) своего царя
как отца и как отцу же сказать ему свои нужды и свое горе, веруя,
что отец всегда выслушает. И то, во что мы веруем, не есть западный
договор побежденных с победителями, победившими их когда-то, но
пожиравшими свою силу и вступившими с ними в договор. Отец вечно с
детьми своими, а дети вечно подле отца, любят (было: обожают) его и
не боятся его. Вот наши идеалы». (там же, С. 50).
Достоевский
нанизывает эпитеты, силясь объяснить необъясняемое – чувство полной
преданности отцу, обожание отца, зависимость от которого столь
велика, что уже не ощущается как таковая.
Страх перед наказанием заклинается словами о безбоязненной любви,
которая, в свою очередь, рассматривается как привилегия свободного
человека.
Подробнее об архаической «свободе своих»:
http://cosmopolis.mgimo.ru/fileserver/8/8-1.pdf