Реликвии русского исхода 1920 года
volynko — 30.09.2021Аукционный Дом «Литфонд» представил собрание уникальных артефактов, сохраненных в русском зарубежье и вернувшихся обратно «домой», порой самым неожиданным путем. Среди них настоящие реликвии русского исхода 1920 года и всего последующего периода жизни русской военной и гражданской эмиграции в Европе и Америке. Часть предметов были представлены мной 1 год назад!
[Реликвия конногвардейцев] Портрет Императора Николая I из Музея Союза Конногвардейцев имени Великого князя Дмитрия Павловича в Париже. Копия с портрета Франца Крюгера. 1850-е гг. Холст, масло. 86×69 см, в раме 101×84 см. На портрете император изображен в общегенеральском мундире с золотыми эполетами, с красным шитым золотым воротником, с лентой и звездой Ордена Св. Андрея Первозванного, звездой Ордена Св. Владимира, совмещенного с орденом Подвязки, с Георгиевским крестом и стилизованным Орденом за 25-летнюю выслугу в Прусской гвардии.
Происхождение: Музей Союза Конногвардейцев имени Великого князя Дмитрия Павловича в Париже; затем Музей С.С. Белосельского-Белозерскогов Нью-Йорке; после ликвидации музея — частное собрание.
Из собрания полковника Белой армии Алексея Александровича Головина] Знак за великий Сибирский поход. [Франция, 1920-е гг.].
Алексей Александрович Головин (1896 — 1980 гг.) — полковник Белой армии. Выпускник училища правоведения, участник Первой мировой войны, ротмистр Лейб-Гвардии Уланского полка. В армии Верховного правителя России — полковник штаба. Эмигрировал сначала в Китай, затем во Францию. Великий Сибирский Ледяной поход — принятое в Белом движении название отступления Восточного фронта армии адмирала Колчака на восток зимой 1920 года. В ходе не прекращающихся боев с Красной армией в тяжелейших условиях сибирской зимы белогвардейцами был совершен почти 2 500 километровый конно-пеший переход от Барнаула и Ново-Николаевска до Читы.
Руководил этим походом Главнокомандующий Восточным фронтом Генерального штаба генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель, назначенный на эту должность в середине декабря 1919 года. После его смерти 26 января 1920 года командование войсками принял генерал Сергей Николаевич Войцеховский.
Камергерский ключ с Андреевской лентой и клеймом Александра I. [Б.м., первая четверть XIX в.].[Доступ «комнатного господина» к личным покоям монарха.
Камергерский ключ — церемониальный атрибут камергера, символизирующий его привилегированный доступ в личные покои монарха. Как правило, выполнялся из драгоценных металлов в форме гигантского замкового ключа. До XVII в. включительно серебряный ключ камергера отпирал дверь в личные покои правителя. Его носили на черной ленте, перекинутой через плечо, или подвешивали у правого бедра на двух золотых пуговицах.
При русском императорском дворе камергерский ключ долго не имел установленного образца и носился на золотом шнуре. Как и вообще с произведениями ювелирного искусства, его форма предопределялась замыслом конкретного мастера. С 1762 г. ключ носили на нагрудной голубой ленте в розетке, крепившейся на левой фалде мундира возле клапана. В 1833 г. был утвержден единый образец, остававшийся неизменным до самой Февральской революции. Менялись лишь форма герба, абрис орла и инициалы правящего монарха.
Кираса конногвардейская нижних чинов, образца 1855 г. [Златоуст, 1857]. Из музея в Париже
На принадлежность кирасы к Конной гвардии указывают красные гарусные шнуры, нашитые по краям кирасы. Данный предмет с начала 1930-х гг. находился в коллекции «Конногвардейского музея» полковника В.Ф. Козлянинова в Париже; после его смерти в 1960-м году кираса была перевезена в Нью-Йорк князем С.С. Белосельским-Белозерским; экспонировалась в «Доме свободной России» в Нью-Йорке в перевезенном из Парижа «Третьем конногвардейском музее». При ликвидации Нью-Йоркского музея предмет был продам в частное собрание.
Солдатские кирасы в музейных и частных собраниях встречаются крайне редко.
Опубликована в альбоме иллюстраций «Истории Лейб-Гвардии Конного полка» (Париж, 1964 год, Лист 183). Представляет коллекционную ценность музейного уровня.
Парадная кирасирская каска тяжелой кавалерии Лейб-гвардии конного полка, образца 1878 г., принадлежавшая великому князю Николаю Михайловичу Романову[Исторический артефакт от внука Николая I . [Царское Село, 1878]. 25,8×20,2×30,5 см.
Парадным головным убором у Лейб-гвардии кирасирских полков являлась каска из желтой меди, окантованная по нижнему краю белым металлом; спереди располагалась серебряная Андреевская звезда. При парадной форме во время Высочайших парадов, во внутренних караулах, в императорских дворцах и в дни Высочайших выходов на каску прикреплялся двуглавый орел. В остальное время орел заменялся навершием в виде пылающей гренады; орел, гренада и подбородная чешуя — серебряные или золотые по прибору.
Великий князь Николай Михайлович (1859 — 1919) — русский генерал от инфантерии, историк; старший сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I, дядя Николая II. Был расстрелян в Петрограде в 1919 г. в Петропавловской крепости.
Двууголка адмирала флота Российской Империи образца 1855 года, в футляре для хранения. [Б.м., конец XIX — нач. XX].
Изготовлена из черного фетра с золотым адмиральским жгутом, наложенным на офицерскую галунную шитую кокарду. Двууголки подобного типа были приняты в российском императорском флоте как парадный головной убор в 1855 г. и сохранялись без изменений вплоть до 1917 г. Различия по чинам обер-офицеров, штаб-офицеров и адмиралов заключались в галунной (у первых двух категорий) или же витой (как у адмиралов) петлице с форменной морской пуговицей, прикрепленной к общеофицерской кокарде.
Коронационное седло герольда с вальтрапом. [Б.м., 1896]. [Из собрания С.М. Буденного]
Седло красного сафьяна c темно-синим суконным вальтрапом к нему, обшитым широкой тесьмой с изображением государственного орла. В отличной сохранности.
Подобные седла использовались шталмейстерским ведомством Императорской России в качестве лошадиной упряжи Императорских Герольдов для коронации Императора Николая II в 1896 году.
В советское время представленное седло находилось в собрании маршала Советского Союза С.М. Буденого. В настоящее время элементы императорской конной упряжи хранятся в музеях Московского Кремля и ГМЗ Царское Село; в частных собраниях встречаются крайне редко.
Парадный морской мундир офицера-артиллериста, капитана Второго ранга, со знаком об окончании минно-торпедных офицерских классов с эполетами. [Б.м., 1855].
Двубортные мундиры подобного типа появились в российском императорском флоте в царствование Императора Александра II и оставались практически без изменений до 1917 года. Рисунок штья на воротнике и обшлагах подобных мундиров для всех частей российского императорского флота был неизменным. Различия по принадлежности (артиллеристы, инженеры-механники итд) различались по цвету шитья (золото, серебро) и цветным выпушкам. Данный тип мундира соответствует офицеру корабельной артиллерии. По внешнему виду мундира, формы покроя, высоты воротника, качеству пуговиц мундир можно отнести к царствованию Императора Николая II (1894-1917 гг.).
Источник: https://www.litfund.ru/auction/267/29/
|
</> |