Прикладовидная дубина североамериканских индейцев

При написании поста Что нового в Музее-Метрополитен — Искусство коренных народов Америки, обратил внимание на необычного вида холодное оружие североамериканских индейцев, среди экспонатов Музея-Метрополитена.

Собрав материал об этом оружии делюсь с вами.
Согласно описаниям различных племен индейцев начала XIX века, мужчина-воин редко появлялся на людях без оружия даже в собственной деревне в мирное время. Основными в арсенале индейцев по-прежнему оставались луки, стрелы, ножи, топоры и даже боевые деревянные дубины или каменные палицы.


Например, воина племени сиу нельзя было считать полностью экипированным, если у него на поясе не висела боевая каменная палица. И это несмотря на то, что со времен первого знакомства с огнестрельным оружием прошло почти двести лет.
В XIX веке по сравнению с XVII ружья стали доступнее для индейцев, но все еще воспринимались как роскошь. Вместе с тем, зачастую времени на перезарядку ружья (с кремневым замком) непосредственно в бою не хватало, поэтому индейцы привычным им способом хватались за дуло и использовали приклады в качестве ударной поверхности.

Это, как считается, и способствовало распространению деревянных дубин так называемой прикладовидной формы среди многих индейских племен.
Клюшка с шаровой головкой, была нововведением, вероятно, эволюционировавшим из гораздо более примитивного оружия.
Изначально это было тупое оружие, но в какой-то момент, похоже, его добавили шипом. Дубинки были известны с начала 17 века, и к 18 веку эта форма, они использовались в лесных массивах на Востоке.
Поскольку оружие ранних типов, включая булавы с каменной головой, часто использовалось одновременно с этими развивающимися типами, кажется вероятным, что шипы из кости могли служить проникающим элементом до того, как были использованы какие-либо железные шипы.
По мере продвижения этих племен на запад, на равнины, приобретение европейских металлических изделий стало частью конструкции оружия.

Это дубинное оружие часто не только украшалось тотемными или клановыми мотивами или зооморфными элементами, но и красочно раскрашивалось.
Многие считают, что некоторые систематические украшения, такие как полосы или кресты, на самом деле были числами.

Хотя известно, что кровь, очевидно, будет проникать в древесный материал и, вероятно, останется в некоторых прослеживаемых характеристиках, следует помнить, что подобное окрашивание или изменение цвета может быть связано с краской, использованной для украшения этого оружия.
Прилагаемая репродукция дубины, которая, как утверждается, была сделана по образцу сук / фокса (области Восточного Мичигана) середины 18-го века.
Дубинка типа клюшки, кажется, появилась примерно в начале 18-го, из описания колонистов.
Вспомните фильм «Последний из могикан» Майкла Манна: в финальной сцене Чингачгук расправляется с индейцем племени гуронов Магуа как раз с помощью этого оружия.
На рукоятке иногда проделывали отверстие, куда продевали кожаный шнурок так, чтобы получилась петля — своего рода темляк, который воин надевал на кисть, что страховало оружие от выпадения из руки. Даже такое, казалось бы, простое оружие индейцы всегда украшали.
Такими палицами пользовались и сиу, и шайены, и черноногие, причем последние не отказались от них и в 70-е годы XIX века, когда, казалось бы, все остальные посчитали оружие устаревшим и в полной мере отказались от палиц в пользу метательных топориков томагавков и ружей.
Индейцы обладали огромным разнообразием боевых дубин и палиц

Такими палицами пользовались и сиу, и шайены, и черноногие, причем последние не отказались от них и в 70-е годы XIX века, когда, казалось бы, все остальные посчитали оружие устаревшим и в полной мере отказались от палиц в пользу метательных топориков томагавков и ружей.
Прикладовидная дубина получила название за сходство с ружьем

Омахи изготавливали ее из корня ясеня, а над самим деревянным шаром вырезали изображение какого-нибудь тотемного животного, например, ласки.
А вот у воина племени арикаров подобное же оружие, согласно свидетельствам шотландского натуралиста Джона Бреэдбери, который участвовал в составе торговой экспедиции Тихоокеанской пушной кампании 1811 года, было усовершенствовано лезвием ножа длиной от 12 до 15 см, которая торчало прямо из деревянного круглого набалдашника, причем сам он был полый, а внутри него находились куски металла, которые должно быть звенели при размахивании оружием, что, по всей вероятности, должно было создавать дополнительный эффект устрашения при нападении.

Однако одной из самых популярных боевых палиц, которая получила большое распространение среди многих племен индейцев, причем не только на Равнинах, считается прикладовидная дубина (согласно Ю. Стукалину, племя понков, обитавшее на территории юго-восточных лесов, взяло на вооружение эту дубину еще до XIX века).
Прикладовидная дубина, по-английски — gun stock war club, имела форму ружья, а его ударная поверхность по форме напоминает приклад, оттуда и название.

К ней под прямым углом, там, где у ружья должен находиться спусковой механизм, был , однако количество ножей могло варьироваться.
Помимо самих клинков устрашающий вид оружию придавали украшениями из гвоздей с большими шляпками.
Интересно, что несмотря на то, что в XIX веке индейцы уже в большей степени могли позволить себе приобрести настоящее ружье (за него теперь можно было отдать всего лишь 20 бобровых шкурок в то время, как в XVII веке индеец должен был отдать кипу мехов чуть ли не высотой с само ружье), прикладовидные дубины только набирали оборот особенно в период 1860—1880 годов.

Приведу ещё несколько образцов дубин используемых как холодное оружие в разных странах продаваемых на аукционе Сотбис сегодня.
Короткое оружие маори, Новая Зеландия

Хотя обычно описывается как дубинка , эта форма короткого оружия, вахайка, использовалась не как дубинка, а с колющими и рубящими движениями, которые были очень эффективны в ближнем бою, который предпочитали маори. Приклад клуба, Reke , вырезан с головой, в то время как тонко вырезанным появляется рисунок над ручкой - характерные особенности wahaika. Как и другие виды оружия, вахайка также появлялась «в церемониях и речах, [...] используемых рангатира [наследственными вождями] для акцентирования внимания на на их принадлежность к высшему сословию». (Эванс, Оружие маори в доевропейской Новой Зеландии , Окленд, 2002, стр. 38).
Источник: https://diletant.media/articles/33631304/
Статья проиллюстрирована изображениями дубин из Интернета.
|
</> |