«Раскаяния ни у кого нет»

Поздней ночью 20 января 2020 года в помещения пермской гостиницы «Карамель», расположенной в подвале жилого дома, хлынул кипяток. Все девять номеров затопило нагретым до 150° теплоносителем и затянуло сильным паром. Шансов на спасение у постояльцев было мало — запасной выход оказался закрыт, а в номерах не было окон. Погибли пять человек, среди них — четырехлетняя девочка. Утром выяснилось, что в ста метрах от подвала прорвало магистральный трубопровод. Корреспондент 59.ru Вероника Свизева восстановила хронологию трагедии и выяснила подробности ее расследования.

Первый звонок о неполадках в работе трубопровода поступил в единый колл-центр Перми 19 января 2020 года, за сутки до аварии в отеле. Звонила женщина: в окрестностях дома на улице Чайковского, 27 она увидела сильный пар. На звонок ответила оператор.
— По улице Чайковского, где-то дом № 27, пар идет из этого…
— Угу, вы на этом адресе живете?
— Я нет, нет.
— Нужно, чтобы позвонили люди, живущие на этом адресе.
— Мы рядом, в общем-то, живем. Я — по Советской Армии, угол с Чайковского.
— Если мы заявку оформим на вас, то тогда будут спрашивать, звонить, связываться с вами.
— Так а зачем со мной-то?
— Для того, чтобы выбрать время, посмотреть, что там. Если вы живете на другом адресе, то лучше не оставлять заявки, если у вас нет знакомых, которые и правда от этого страдают.
— Ну, там… Мы тоже от этой котельной питаемся. Пар идет в двух местах.
— Вот нужно, чтобы позвонили люди, которые живут по этому адресу.
— Ну, ладно.
— Угу, до свидания.
По словам сотрудницы колл-центра, информацию о звонке она аварийной службе не передала и заявку не оформила «по техническим причинам» — дом по адресу Чайковского, 27 ее организация не обслуживала.
«Мы тонем в кипятке»
В ночь с 19-го на 20 января в мини-отеле «Карамель» размещались 11 постояльцев: супруги Ужеговы с трехлетним сыном, 44-летняя Наталья Шац с четырехлетней дочкой, молодая пара и компания друзей — два парня и две девушки.
Гостиница находилась в подвале жилого дома на улице Советской Армии, 21. В отеле насчитывалось девять расположенных по обе стороны от длинного коридора номеров, все — без окон. Запасный выход в конце коридора закрывался на ключ — дверь вела в смежное подвальное помещение, которое сдавалось под офис.
В 01:12 ночи из стены в туалете номера №6, который занимала компания молодых людей, хлынула горячая вода. 28-летний Эдуард Мезенцев отправился сообщить об этом администратору гостиницы Наталье Соценко. По ее словам, молодой человек говорил «спокойно, без паники» и она подумала, что речь идет о протечке в душевой кабине или унитазе. До номера молодых людей она так и не добралась — увидела, что пол коридора уже залит водой.
— Я побежала, чтобы перекрыть воду. Сделав несколько шагов, я поняла, что это кипяток, — вспоминала администратор на допросе.
В коридоре Соценко слышала крики из комнаты №6, куда накануне вечером заселились женщина с маленькой дочерью. Наталья попросила их «беречь ноги» и побежала к стойке регистрации. В 01:37 Соценко вызвала аварийку. Сразу после этого в гостинице сработала пожарная сигнализация. Уровень воды стремительно поднимался. По словам Натальи, в 01:42 она во второй раз позвонила в аварийную службу.
— Я что-то кричала, что не помню, меня охватила паника, — рассказывала следователям администратор. — Диспетчер сказала, что сотрудники аварийной службы сейчас приедут. Я в тот момент слышала, как люди просили перекрыть воду. Кричали женщины и дети.
Эдуард вспоминает, что когда он добрался до номера, его друзья стояли на кроватях и звали на помощь. Он уговаривал их спуститься и следовать за ним к выходу. Мезенцев даже снял кроссовки, чтобы на собственном примере показать: на полу можно стоять. Но молодых людей охватила паника; девушки — 20-летняя Екатерина Аликина и 21-летняя Елизавета Зубова — кричали, 23-летний Вадим Женихов попытался встать на пол, но, ошпарившись, забрался обратно на кровать. Мезенцев начал продвигаться к выходу один. Возле лестницы, ведущей из отеля, он упал от боли на колени, но смог выбраться наружу и рухнул на снег.
33-летняя Мария и 35-летний Олег Ужеговы с трехлетним сыном тоже смогли выбраться на улицу. Мужчина рассказал следователям, что в ту ночь он проснулся от криков, разбудил жену и ребенка. Супруги почувствовали, что воздух в номере стал теплым и влажным.
— Я поражаюсь до сих пор мгновенной реакции моего мужа, — говорит Мария Ужегова. — Он поднял нас с ребенком и сказал немедленно одеваться. Сыну мы одели все, вплоть до шапки и варежек, зимний комбинезон с мембраной, мне кажется, это спасло его от горячего пара. Сборы заняли полторы минуты.

В это время в комнате на пол лилась вода. Когда они открыли дверь в коридор, внутрь хлынул кипяток. Мужчина держал ребенка на руках, супруги побежали к выходу.
— Наш восьмой номер был самый дальний, он еще находился за поворотом. Я не помню, как вступила в этот кипяток, — рассказывает Ужегова. — Там была какая-то нечеловеческая боль. Я бежала, но мышц ног не чувствовала! Они просто сварились. Но, видимо, в такой экстренной и страшной ситуации у нас нашлись откуда-то силы, это было похоже на состояние аффекта. Муж очень крепко держал сына на руках.
На повороте в этом
Ширина коридора в гостинице составляла меньше метра.
","body":"Ширина коридора в гостинице составляла меньше метра.
","isCreated":false,"migrationId":"1553087251646","html":null}" data-type="hint" style="box-sizing: inherit; margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; vertical-align: baseline; background-image: initial; background-position: initial; background-size: initial; background-repeat: initial; background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; font-weight: inherit;">узком коридоре Мария поскользнулась, не смогла удержать равновесие и упала в воду. Она смогла подняться, и Ужеговы двинулись дальше. Навстречу им бежали Вадим Женихов и Елизавета Зубова, они были дезориентированы, вспоминает Мария. Ее муж кричал молодым людям, что выход в другой стороне, но они двигались к металлической двери в конце коридора, видимо, думая, что она открыта.Напор хлеставшей воды был очень сильным, ее уровень доходил до колена. «Она заполняла узкий коридор за секунды, — вспоминает Мария. — Освещение еще работало, но завеса пара была такой сильной, что было ощущение, что мы двигаемся как в дыму».
Запасной выход в ту ночь был закрыт. 53-летняя администратор отеля Наталья Соценко объяснила следователям, что раньше ключ от металлической двери хранился у администраторов отеля, но когда в смежном помещении сменился арендатор, то дверь стали запирать с его стороны.
После звонка в аварийную службу Соценко заметила, что вода добралась до фойе. Все это, вспоминает она, произошло буквально за полчаса. В этот момент администратор увидела, как по коридору бежит молодая пара. Вместе с ними она выбежала на лестницу, ведущую на улицу.
— Я им открыла выходную дверь, те выбежали на улицу, — говорит администратор. — Я стала звонить с рабочего телефона на 112.
В это время на улицу выбежал Эдуард Мезенцев, его ноги были в крови и ошпарены. Он добежал до верха лестницы и упал. Следом за ним выбежала семья Ужеговых с ребенком на руках.
— Когда выбежали, мы с женой легли прямо на лестнице, — рассказывал Олег Ужегов. — Изнутри гостиницы доносились крики, затем они стихли. После нас из гостиницы уже никто не выходил. Я увидел, что на снегу лежал еще один парень.
Он и его супруга лежали с голыми ногами на лестнице, пока их не забрали врачи скорой помощи.
— Я забрала у Ужеговых их сына и вышла с ним на улицу, — рассказала Наталья Соценко. — Ребенок не плакал. На улице лежал парень из номера №6 и не двигался. Больше из отеля никто не смог выйти.
На улице администратор попросила двух прохожих открыть двери отеля, чтобы выпустить пар из помещения. В это время прибыли два сотрудника аварийной службы. Они побежали внутрь отеля, но сразу бросились обратно — их обожгло паром. Они ринулись к подъезду перекрывать воду.
В материалах уголовного дела есть стенограмма звонка в службу 112 погибшей Натальи Шац, которая в надежде дождаться помощи закрылась с четырехлетней дочерью Катей в душевой кабине.
— Мама, там уже что-то замыкает, — слышен на записи голос ребенка.
— Что у вас случилось?
— У нас кипяток, трубу прорвало, — отвечает на вопрос оператора Наталья.
— Пермь?
— Пермь, Пермь! Буся, сиди! У нас кипяток, мы тонем в кипятке, мы в подвале, девушка, пожалуйста!
— Советской армии сколько? Не кричите, пожалуйста.
— 21. У нас замыкает все тут! Это мини-отель. В подвале люди орут! Ради бога, девушка!
— Ожидайте.

Причины аварии
В 01:57 к дому, где располагалась гостиница, приехала скорая помощь. Врачи доставили пострадавших в больницу. Откачивать воду из подвала мотопомпами начали в четыре утра, работа продолжалась несколько часов. Спасатели искали погибших в специальных термокостюмах, но один из них все равно получил ожоги. Утром из подвала извлекли тела пятерых постояльцев.
Днем рабочие обнаружили точное место повреждения магистральной
тепловой сети. Прорыв произошел в канале трубопровода в ста метрах
от гостиницы «Карамель».
Ростехнадзор установил, что причиной аварии стал «локальный
коррозионный износ участка трубопровода из-за старения
изоляционного покрытия, отслоения его от трубопровода, скопления
влаги под изоляционной пленкой». Из-за этого 20 января 2020 года
произошел прорыв трубы.
За работу этого участка магистрального трубопровода теплосети отвечала Пермская сетевая компания (ПСК). Городская администрация передала его на баланс компании в декабре 2019 года, всего за месяц до трагедии. До этого участок был бесхозным, но фактически все равно обслуживался ПСК, говорят в компании.
Эксперты установили и то, как кипяток проник в подвал. Оказалось, что в одном канале с трубами отопления была вмонтирована труба холодного водоснабжения. До сих пор никто не объяснил, почему трубы разных коммуникаций оказались в одном канале.
Через повреждение трубы теплосети кипяток проник в бетонный канал и добрался до стены дома.
В подвал кипяток залился через незагерметизированный ввод трубы холодного водоснабжения, которая находилась в одном канале с трубами отопления. В стене дома в месте ввода трубы с холодной водой отсутствовала защитная гильза. Между тем, на трубах отопления гильзы были установлены.
Среди причин аварии Ростехнадзор назвал неисполнение специалистами ПСК своих функциональных обязанностей. Позже краевая прокуратура сообщила о том, что компания занизила
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предписывает плановые проверки юридических лиц, эксплуатирующих объекты III класса опасности, не чаще одного раза в три года. Для объектов IV класса такие проверки не предусмотрены вовсе.
","body":"Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предписывает плановые проверки юридических лиц, эксплуатирующих объекты III класса опасности, не чаще одного раза в три года. Для объектов IV класса такие проверки не предусмотрены вовсе.
","isCreated":false,"migrationId":"1553087251646","html":null}" data-type="hint" style="box-sizing: inherit; margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; vertical-align: baseline; background-image: initial; background-position: initial; background-size: initial; background-repeat: initial; background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; font-weight: inherit;">класс опасности трубопровода, где произошел порыв. Из-за этого плановые проверки объекта не проводились. Ведомство обратилось в суд с иском против ПСК.Суд встал на сторону краевой прокуратуры: в его решении отмечается, что участок трубопроводов теплосети, где произошел прорыв, относится к III классу опасности, а его занижение до IV класса «привело к отсутствию плановых проверок» Ростехнадзора. Из-за этого опасный производственный объект эксплуатировался неправильно, что повлекло смерть пяти человек, говорится в решении суда.

Дело против владельца гостиницы
В гостинице «Карамель» погибли пять человек. 44-летняя Наталья Шац и ее маленькая дочь получили ожоги 100 процентов тела, а также ожоги верхних и нижних дыхательных путей с развитием
Ожоговый шок представляет собой патологический процесс, развивающийся при обширных термических повреждениях кожи и глубоко лежащих тканей. Для него характерны расстройство кровотока, микроциркуляции и другие нарушения работы организма.
","body":"Ожоговый шок представляет собой патологический процесс, развивающийся при обширных термических повреждениях кожи и глубоко лежащих тканей. Для него характерны расстройство кровотока, микроциркуляции и другие нарушения работы организма.
","isCreated":false,"migrationId":"1553087251646","html":null}" data-type="hint" style="box-sizing: inherit; margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; vertical-align: baseline; background-image: initial; background-position: initial; background-size: initial; background-repeat: initial; background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; font-weight: inherit;">ожогового шока.Екатерина Аликина, Елизавета Зубова и Вадим Женихов также скончались от термических ожогов тела и дыхательных путей.
|
</> |