Работа на Отдыхе
p_syutkin — 23.09.2017 Вопрос в том, что вспомнит через пару лет турист – один из десятков монастырей и музеев или еду в местном ресторане. Вы удивитесь, но еда и сейчас не на последнем месте в этих воспоминаниях. Но, это скорее от ужаса и непонимания.Эту вот тему мы и обсуждали на круглом столе по гастрономическому туризму «Путешествие со вкусом?» на только что завершившейся 23-ей Международной выставке ОТДЫХ Leisure 2017. Задача, в принципе, ясна. Превратить российский гастротуризм в то, чем он является в мире. А там, к примеру, питание и приобретение местных продуктов составляет до 40% расходов всех приезжающих в страну. А каждый евро, потраченный на вино во Франции генерирует еще 5-7 евро сопутствующих туристических расходов.
Те, кто путешествовал по России в последние пару лет, могут оценить это. Увы, за пределами «Золотого кольца» найти приличный ресторан – это уже проблема. Она решается для туристов-индивидуалов с хорошим бюджетом. А вот массовый посетитель вынужден довольствоваться непритязательными кафе и забегаловками фаст-фуда. Где уж там говорить про пропаганду местных продуктов и кухни, - вещь на которой построен весь европейский туризм.
При этом задача совсем не банальная. Ну, давайте для начала определимся – кто целевая аудитория? Иностранные туристы-индивидуалы, идущие в московский White Rabbit к Владимиру Мухину на новую русскую кулинарию? Или экскурсионные группы из Моршанска, которые с удовольствием посещают «Теремок» или «Му-му»? И те, и другие имеют право на знакомство с московской кухней.
Ведущий Леонид Гелибтерман, член экспертного совета по гастрономическому туризму Всемирной туристской организации ООН, как раз и пытался рассказать обо всех сложностях процесса. И одновременно, на успешных примерах рассказывал, что дает гастротуризм стране, и как его создавали не только в Европе, но и, скажем, в Японии или Перу.
Участники говорили о том, что это невозможно без государственного содействия. И тут-то произошел интересный момент. Когда советник главы Ростуризма прямо спросил: «Ну, а конкретно. Что должен сделать тот же Ростуризм в плане этого государственного содействия?» Замешательство аудитории ясно показало неочевидность ситуации. То есть идей было много: содействовать производству местных продуктов, давать налоговые льготы, создавать рынки фермеров и т.п. Но, все это понятно, вопрос межведомственного уровня, а то и местных властей. А разброд в подходах здесь впечатляющий.
Я попытался дать свой взгляд. Сосредоточившись на трех вещах: концепции русской кухни в развитии гастротуризма. Формах этого явления на примере ставших в последнее время популярными праздников местных кулинарных достопримечательностей. И, наконец, выборе местных продуктов для их продвижения.
Говорил о том, что домостроевский взгляд на русскую кухню – все эти каши, блины, щи, пироги, - мало кому интересен сегодня. Нет успешных ресторанов русской кухни, которые строили бы свою модель на толстых ржаных пирогах и жирных похлебках. И если мы не хотим, чтобы иностранцы воспринимали нас как полусредневековое общество с ходящими по улицам медведями с балалайками, пора меняться. Искать новое прочтение старых блюд, делать их соответствующими сегодняшним вкусам. В этой связи задача хорошего повара – не столько потакать клиенту (который может, кроме салата оливье и борща и назвать-то ничего не может сам), а учить его новым вкусам. Показывать все действительное разнообразие русской кухни, никогда не замыкавшейся на посконном примитиве.
Гастрономические праздники давно стали приметой времени во многих городах страны. Вот только, - обратил я внимание слушателей, - многие из них являются яркими примерами т.н. «фейклора». То есть выдумывания не имевших место блюд, продуктов, традиций. Знаменитый «арзамасский рыбный пирог» от Максима Сырникова – ярчайший пример такого исторического фейка. А фестиваль каши в Кашине – и вовсе анекдот про придуманный юбилей риса на Руси.
Искать местные исторические блюда и продукты – тяжелая работа. Обычная зарисовка с таких праздников. Подходишь к представителю региона на выставке и спрашиваешь: «А откуда у вас это блюдо? - Это наш повар нашел тетрадку с рецептами на чердаке старой избы. Вот оттуда мы и взяли этот пресняк-рыбняк-зеленяк». Вы не поверите, но эту байку я слышал уже раз десять в разных местах. Плюс к этому 90% местных гастро-достопримечательностей, предлагаемых к тиражированию, - это пряники. Отличающиеся лишь формой и рисунком. А вот работать в архивах, искать свидетельства позабытого быта – это очень редкий и важный подход.
И, наконец, хорошие новости. В рамках 23-ей Международной выставки ОТДЫХ Leisure 2017, состоялась презентация федерального проекта "Гастрономическая Карта России". Он реализуется Ростуризмом в сотрудничестве с Российским экспортным центром в рамках продвижения национального зонтичного бренда «Сделано в России» на внутреннем и внешнем рынке при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства иностранных дел РФ и экспертной поддержке Федерации рестораторов и отельеров.
Проект направлен на создание уникального фотобанка о туристическом потенциале российских регионах, продуктах питания российского производства, сельском хозяйстве России и российской гастрономии. Цель – получить привлекательный современный контент мирового уровня, который может использоваться для продвижения потенциала России в сфере гастрономического туризма и агротуризма.
Эта карта будет доступна на русском, английском и позднее других иностранных языках на национальном туристическом портале Russia.Travel. Она расскажет об уникальных продуктах питания, которые производятся на территории нашей страны, об интересных блюдах и традициях региональной кухни, а также о местах, где все это можно попробовать. На карту будут нанесены фермы и предприятия по производству продуктов, рестораны и кафе, специализирующиеся на региональной кухне, а также туристические маршруты, связывающие все эти аспекты.
Екатерина Шаповалова, координатор Федерального проекта «Гастрономическая карта России»
В августе 2017 года под руководством автора и идейного вдохновителя проекта Екатерины Шаповаловой команда профессионалов - фотографов, видео-операторов и турэкспертов - проехала более 8500 километров на российских внедорожниках УАЗ по регионам России, в том числе посетили города регионов - участников ЧМ2018.
Запуск федерального проекта «Гастрономическая карта России» состоялся уже в семи регионах: Владимирской области, Республике Татарстан, Удмуртской республике, Самарской области, Тульской области, Ростовской области и Краснодарском крае.
|
</> |