Тверской туризм: фольклор и фейклор


Я уже не раз писал про попытки администрации Тверской области наладить у себя гастро-туризм. Все вы, несомненно, помните фестиваль каши в Кашине, где с боем барабанов и крестным ходом отмечался абсолютно фейковый юбилей прихода рисовой каши в Россию.
«На пятом Всенародном фестивале каши, - писали его организаторы, - планируется заварить одну из самых загадочных каш - рисовую, которая отмечает в 2017 году юбилей! Ровно 230 лет назад казаки привозят «сарачинское пшено» на русскую землю, с тех пор оно уже не сходит со столов наших сограждан».
«Поздравляю вас, соврамши» - не удержался я тогда. Почему? Да по самой обыкновенной причине. Вы не поверите: никакого юбилея попросту нет. Все это была выдумка от начала и до конца. Рис на Руси уже по крайней мере 500 лет упоминается в письменных источниках как вполне обычная пища. А пришел он к нам, понятное дело, еще на столетия раньше.

Ну, кто же еще накормит гостей фестиваля кашей с лопаты? Вестимо, "великий русский кулинар" Максим Сырников. Поелику должно все быть соборно и богонравно. То есть каждому по пайке из котла с благословением
Про фестиваль пожарских котлет в Торжке говорили уже немало. Исследованием нашего кулинарного прошлого занимается немало специалистов. Есть среди них, конечно, и совсем комичные персонажи. Не способные отличить ни эпоху, ни царей. «Великий русский кулинар» (ой!) Максим Сырников на страницах газеты «Культура» поучает: «Однажды русский царь-государь Александр I ехал по каким-то своим делам из Санкт-Петербурга в Москву. И оказался в древнем, очень милом городе Торжке, в гостинице тамошней чрезвычайно оборотистой и при этом весьма радушной хозяйки Дарьи Пожарской. Дальнейшее хорошо известно всем любителям русской изысканной кухни: Дарья Евдокимовна потчевала императора вкуснейшими котлетами, приготовленными особым способом».
Тут, конечно, стоит заметить, что «всем любителям русской изысканной кухни» известно совсем другое. Что куриные котлеты от Дарьи Пожарской по всем источникам возникли в 1840-е, когда царь-батюшка Александр уже лет 15, как в лучший мир отошел. А эпизод с посещением трактира Пожарской - это уже про Николая I. Об этом, в частности, пишет торжокский краевед Нина Лопатина, рассказывая о судьбе Пожарской. Эпизод с императором Николаем Павловичем упоминался и в экспозиции музея «Гостиница Пожарской в Торжке». Да и где только об этом не говорилось! Но Сырников, понятно дело, с вершин русского духа до таких мелочей не опускается. Это, уважаемые тверские руководители туризма, о вас на самом деле. А не об этом кулинарном Хлестакове.
Но неутомимый тверской гастро-туристический гений не останавливается на достижениях. И вот вам, пожалуйста, следующее эпохальное мероприятие. В минувшие выходные в Калязине прошел фестиваль «Походной кухни». Что это такое, похоже, не знают и сами организаторы. Но пара попов и девчонки-барабанщины - обязательный ассортимент:
Как сообщил глава района Константин Ильин, фестиваль «Калязин – родина единства», посвященный победе русского ополчения над иноземными захватчиками в период Смутного времени, проходит восьмой раз.
"Организаторы фестиваля «Походная кухня» ставили перед собой задачу воссоздать подлинную атмосферу эпохи средневековой Руси, представить блюда, которые готовили воины в походных условиях… Все желающие отведали блюда походной кухни русского воинства – уху из речной рыбы и солдатскую кашу, солянку и рыбник, сбитень и медовуху, чай и домашние пироги".

Процесс окормления
Э-э-э… Ну, как бы сказать поделикатнее. Пирог-рыбник делается в печи. Они печь в поход с собою возили?
Слово «медовуха» относится к концу XIX – началу XX века. Ни в какое «смутное время» начала XVII века, о котором этот фестиваль, про него никто и слыхом не слыхивал. По очень простой причине. Ставленый и хмельной мед – вот что тогда было в русском быту. Первоначально делали мед ставленный, который с добавлением ягодного сока мог сам собой бродить и настаиваться в бочках несколько лет. Позже в XVI-XVII веках технологию упростили и стали добавлять закваску (а потом и дрожжи). За счет чего напиток был готов уже через месяц-другой. А с появлением в конце XIX – начале XX века дешевого сахара, его стали щедро сыпать в медовое сусло. Именно тогда и возник термин «медовуха».
Калязинская походная солянка - это вообще блюдо загадочное. Так и вижу "русских воинов" 1612 года, таскающих за собой в поход против поляков огромную сковороду, чтобы пожарить эту былинную солянку на целый отряд. Вы скажете, что это мог быть суп. Но нет, эта попытка тоже будет неудачна. Суп-солянка впервые упоминается у нас лишь в начале XIX века. Так что опять не судьба.

Ну, и конечно, апофеоз тверского фейклора – это чай, который пили русские воины "в походах" 1610-13 годов. Слушайте, дорогие организаторы тверского туризма. Ну, вы хоть энциклопедию открывайте. Китайский чай (а глубоко патриотичного краснодарского чая в то время еще не завели) был подарен купцами царю Михаилу Романову лишь в 1618 году, а по другой версии привезен князем Ромодановским от Алтын-хана в 1639 году. Более или менее известен в Москве он стал лишь к концу XVII века. Когда он там дошел до калязинских обывателей и стал настолько дешевым, чтобы брать в поход? Да лет через 100 не меньше. И да, скажу вам страшную вещь: чай вводится в рацион русской армии лишь 1877 году.
Причина всех этих «фейков» проста. Неистребимое желание представить русскую кухню родиной слонов. А Тверскую губернию – столицей русской кулинарии. Понятное дело, откуда это берется. Что упрекать туристического шефа области или самого губернатора Игоря Руденю в том, что они «ведутся» на эти выдумки? Абсолютно бессмысленно. Они и не обязаны знать, что там и когда было. Их проблема в другом – над их фестивалями смеются уже сейчас и будут это делать дальше. А значит, что-то не так.
Давайте я вам, уважаемые чиновники, подскажу. Не надо платить деньги прохвостам – «великим русским кулинарам и историкам», - которые используют вас лишь для заработка и своего пиара. Думайте немного головой. Чаще всего это бывает полезно для карьеры.
|
</> |