Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли

топ 100 блогов bigdrum12.02.2022 Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли

Короче, с утра мне кое-что емнуло в голову. И я такой, невыспавшийся (а вчера еще пивка немножко выпил), поиграл в танки, по ходу дела додумывая идею. И из этих вот танковых обдумываний (а я вам говорю - не надо меня от танков отвлекать) родилась, по-моему, шикарная идея...

Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли

Не поняли? Нет, не Пикассо... Это - будущее (возможно) космонавтики.

И да - в этом будущем будет оглобля, точнее - дефлектор потока...

Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли

На данной картинке представлен дефлектор потока катапультируемого кресла и его эффект. Взято отсель. Фактически, этот дефлектор - это оглобля, выставленная в поток перед креслом. А теперь давайте посмотрим на картинку, которая не Пикасо...

Синее - ударный фронт, образуемый дефлектором (черное - это оголовок оглобли, формирующий ударный фронт), красное - это днище космического аппарата, оранжевый - это тоже днище космического аппарата, но в положении, когда дефлектор частично втянут...

Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли lecter-11.jpg

Ну разве я не лапочка?

Смотрим на разницу красного и оранжевого вне отсекаемого синим угла. И видим картину маслом.

Чем больше выдвинут дефлектор, тем меньше аэродинамическое сопротивление космического аппарата, а значит - меньше потеря скорости от торможения и перегрузка.

Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли lecter-14.jpg

Не поняли?

Выдвинутый в поток дефлектор позволяет изменять силу торможения КА в атмосфере - а значит, управлять им.

Вспоминаем полеты Аполлонов к Луне. Каждый раз при возвращении они гасили ВТОРУЮ космическую скорость торможением в атмосфере. Перегрузки при этом были весьма серьезные. И нужно понимать, что вся миссия Аполлона к Луне - это две недели от старта до посадки. А если люди на Луне будут работать месяцами? А им такое по возвращении?

При торможении ВТОРОЙ космической скорости в атмосфере у нас стоит проблема точности. Очень узкий коридор, в который надо попасть. Попал выше - медленная смерть, попал ниже - быстрая. Однако задачу научились решать, баллистики и астрономы (или как называют измерителей траектории?) молодцы.

Так вот, применение регулируемого дефлектора способно расширить этот коридор. И хотя с нынешними средствами и технологиями это непринципиально - все равно запас карман не тянет. Это первая выгода.

А вот вторая выгода.

Существует схема торможения с дополнительным витком. То есть аппарат гасит вторую космическую до почти что первой, вылетает назад в космос, делает виток, и поскольку у него перигей в атмосфере - уже после витка совершает посадку. Такая схема хороша тем, что позволяет СУЩЕСТВЕННО снизить перегрузки при посадке, и СУЩЕСТВЕННО снизить тепловую нагрузку на КА. Однако она не применяется. И вот почему.

Параметры дополнительного витка зависят от реального процесса торможения, и там расходящаяся последовательность. А от параметров этого витка зависит угол входа в атмосферу при посадке - и там все еще более грустно. Причина - невозможность контролировать параметры торможения при первом входе в атмосферу и состояние самой атмосферы...

Однако, поскольку дефлектор позволяет управлять сопротивлением КА при торможении - мы можем, основываясь на показаниях ИНС, выводить КА при первом торможении на точный виток с точными параметрами, гарантирующий нормальную посадку с гарантированными кондициями...

Иными словами, используя управление силой торможения с помощью дефлектора, мы можем перейти к использованию схемы торможения с дополнительным витком, существенно снизив перегрузки и термическую нагрузку на аппарат...

Вторая выгода очень интересна, как только мы подумаем о людях, проведших на Луне несколько месяцев, и испытывающих полный букет прелестей в виде декальцинации и детренированности... Им снижение перегрузок при посадке - очень, очень нужно.

Третья выгода. Если дефлектор и находящееся за ним днище спускаемого аппарата не соосны, то в силу неравномерного распределения нагрузки возможен центрирующий эффект. Иными словами, мы можем таким образом управлять углом атаки КА прямо во время спуска. А это означает управляемую точность приземления и управление перегрузками при приземлении аппарата.

Четвертая выгода. Сегодня, при планировании межпланетных и лунных миссий, мы вынуждены соглашаться с тем, что все, кроме спускаемого аппарата - гибнет. Ибо четыре километра в секунду скорости гасить при возвращении с Луны (или Марса) - очень накладно с точки зрения энергетики и экономики. Однако, используя торможение в атмосфере (возможно не за один виток, а за два-три) мы можем увеличить возврат с Луны или Марса, выведя что-то на орбиту Земли. И опять же - пока мы не управляем торможением, мы этого сделать не можем в силу невозможности обеспечить точность необходимых маневров. Но - как только у нас появляется возможность управляемого торможения, так сразу проблема торможения при возвращении с Луны или Марса становится решаемой...

Между прочим, торможение а атмосфере планеты с целью перехода на ее орбиту придумал (или по крайней мере описал) Артур Кларк в "2010: Космическая одиссея - 2".



Так вот. Можно спасать межпланетный корабль, используя управляемое торможение в атмосфере Земли, и тепловой щит, специально для оного маневра предназначенный... То есть четвертая выгода заключается в том, что дефлектор, позволяя управлять процессом торможения, делает возможным и такое использование атмосферы при космических миссиях...

Короче, исходя из этого всего, я думаю, что идея использования дефлектора при торможении космических аппаратов атмосферой может иметь практическое применение в космонавтике. А суть моей идеи заключается в том, что этой оглоблей, пардон, дефлектором - можно шевелить, давая системе новое качество - возможность управления параметрами аэродинамического сопротивления...

Prototype this по-русски - выпуск 170. Новая жизнь оглобли


.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У Анджелины Джоли сегодня день рождения. Актрисе исполнилось 37 лет. По традиции, подготовила небольшую подборочку ее фотографий. ...
Срыв рейсов произошел во многих аэропортах по всей Европе, но то, что рассказывают  из Домодедово....  17 долларов за бутылку воды людям, которым некуда деваться и которые никому не нужны. Такси до Москвы за 400-800 долларов. Людей « скотинят», а ...
Сегодня было холодновато, градусов 10. А обещают 21. В общем глобальное потепление, как оно есть. Но как учит нас тов. Оруэлл: "Потепление -- это похолодание". И тут мой приятель показал мне офигительный девайс, купленный кстати по моему совету (вспомнил советскую грелку ГК-1 из ...
Вчера утром, еду в шарагу свою, заехал за другом. При повороте на Тимирязевскую улицу и, при сбросе газа, мотор глохнет. До этого никаких признаков к смерти не подавал. Не заводится. Оттолкали к обочине. Посмотрел провода- искра есть. Таак, надо ...
Таки удалось мне сегодня побывать у отца на могиле! Причём, чуть не встретились с ним воочую... Хорошо, ребёнка не взял с собой, как чувствовал.Соседка хоть и нехотя, но согласилась посидеть часок с сынулей(вышло больше).. Не знаю, как у вас, а у нас почти везде гололёд! А летняя ...