
Прощай, Каланчевка

То, во что превращается местность, прилегающая к улице и Комсомольской площади, повергло меня в уныние и вызвало внутренний протест.
Для тех, кто бывает здесь редко, напомню, что Каланчевская улица, или Каланчёвка, находится в центре города. На концах ее отрезка между Лермонтовской и Комсомольской площадями расположено два высотных здания. Первое – жилой дом со станцией метро «Красные ворота».


Второе – гостиница «Ленинградская».

Кроме высоток, здесь есть немало интересного. Например, конструктивистское здание треста «Орга-металл», вокруг которого в 1920-е годы сформировался один из первых бизнес-центров нашего города.


Что же мы видим сегодня?
В рамках реконструкции так называемых «Московских Центральных Диаметров» не только расширены пути, ранее представлявшие собой почти провинциальную железную дорогу, но и осуществляется строительство путепровода, который убивает весь архитектурный ансамбль Каланчевской улицы.
Я могу понять желание привлечь в столицу еще больше новых жителей (понять, но не обрадоваться ему), но неужели одна из главных городских площадей станет очередной жертвой этого процесса?
И три вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский), и гостиница «Ленинградская», и сам путепровод, у которого есть именитый автор – Алексей Щусев, являются неотъемлемыми частями архитектурно-исторического ландшафта. Изменение любой из частей нарушает гармонию, но строительство того, что тут строится, выглядит как настоящее варварство.
Каланчевский путепровод и до этого был страдальцем. Первоначальный замысел Щусева не был реализован в полном объеме из-за вмешательства Первой мировой войны и трудностей послевоенного периода, но ему и в страшных снах не снилось, что в мирное время здесь вздумают проложить высокоскоростную магистраль в таком виде.
Что самое интересное: планируемый вид путепровода подается как полностью соответствующий авторскому замыслу Щусева, хотя эксперты с такой интерпретацией не согласны. Их общее мнение: то, что делается, не может считаться переработкой идеи великого архитектора.
Старые путепроводы, построенные по проекту Щусева, будут (или уже) демонтированы; на их месте появятся новые и дополнительно еще один.
С этой точки можно увидеть масштаб изменений.

Как бы то ни было, но я совершенно убеждена, что громоздкие конструкции уродуют это место. Как минимум, они плохи из-за того, что загораживают красивое здание Казанского вокзала (тоже авторства Щусева) и превращают историческую улицу в промзону. Как можно влепить сюда вот это?

Может быть, это личная неприязнь к Щусеву? Ну, снесли бы тогда мавзолей.
Нет, я не возражаю против модернизации транспорта. И даже видела проекты, в которых новые технологии деликатно совмещались с историческим наследием. Но то, что сейчас происходит, даже отдаленно их не напоминает.
Вот похожий мост, который смотрится вполне прилично. Мы любовались им во время речной прогулки. Он расположен не внутри архитектурного ансамбля, а на открытой территории, и потому не выглядит вероломным вторжением в ландшафт.

К слову, другой путепровод – Казаковский, простоявший на своем месте полвека, был и вовсе уничтожен из-за невозможности проложить под ним четыре пути. Он не был памятником архитектуры, так что с ним не церемонились, и недавно он предстал в новом исполнении.

Многим не нравится, что теперь пешеходам предстоит преодолевать вот эти ступени.

Глядя на своего коллегу, Каланчевский путепровод, наверно, думает: «Бывает и хуже».
Оставлю эмоции, хотя это непросто. Я согласна с шутником, сделавшим дополнительную подпись на объявлении.

Жители примут все новое, а кто-то даже возрадуется переменам.
В сухом остатке: в угоду увеличения пропускной способности дороги утрачивается целый архитектурный ансамбль, официально признанный памятником неоклассицизма.
|
</> |
