Проект аэровокзала Шерегеш и размышления про его обоснованность


Росавиация молчит, как партизан, про ПД-8, да и в целом про наш авиапром. Зато сегодня опубликовали красивейший проект аэровокзала в Шерегеше. Терминал на картинках получился весьма красивым, тут не поспоришь. Несколько телетрапов, кафе, магазины, множество стёкол. Выглядит красиво. Стоимость озвучивали изначально 8 миллиардов рублей, да проектировали на 200 тысяч пассажиров в год и 400 пассажиров в час, только получили опять роскошный проект для миллионных пассажиропотоков.
Альтернативное мнение моё, возможно, я вообще не прав. Но главные вещи для меня в любом аэропорту сейчас перечислю. Самое главное, как для меня, так и для других, это транспортное сообщение. Такси в последнее время стало стоить вровень со стоимостью билета. Многим это легко и по карману, но многие прилетят условными Нордвиндом, Победой или Смартавиа, поэтому им бы не помешал хоть какой-нибудь общественный транспорт. В соседнем аналоге – Горно-Алтайске, с этим проблемы. Второй момент – наличие достаточного количества стоек регистрации, а также пунктов досмотра, чтобы избежать очередей. Следующий важный момент – наличие доступного общепита и магазинов с комфортными ценами. В аэропортах Новапорта с этими пунктами имеются проблемы. И с транспортным сообщением, и с очередями, а про доступные магазины и общепит я просто промолчу.
Следующий момент. Аэропорт Новокузнецка, ныне возглавляемый моим бывшим руководителем, обслужил 581 тысячу пассажиров. Рядом расположен город с сопоставимым населением. Внимание вопрос: сколько из обслуженных пассажиров полетело в Шерегеш? В Кемерово, кстати, примерно столько же пассажиров (507 тысяч), только там нет Шерегеша поблизости. То, что зимой туда летает куча туристов – не отрицаю. Сам мучался в центровке с кучей лыж и сноубордов зимой.

Вообще, раскрутить курорт сейчас реально – наладить регулярное субсидируемое авиасообщение, пакетные туры с трансфером, нормальное автобусное сообщение, большое количество бюджетных гостиниц, адекватное количество трасс и дешёвый ски-пасс. Тогда у курорта будет шанс перетянуть значительную часть пассажиров у других курортов. Но сейчас я бы выбрал Сочи, где инфраструктура поинтереснее будет. Да и можно найти бюджетные варианты. Летом туристов на Кузбассе много меньше вообще.
Я это к чему. Проект замечательный. Но вопрос – за чей счёт банкет? Если Новапорт в очередной раз хочет вытащить из бюджета, который потом придумывает новые сборы с пассажиров, то хочется взяться за наган. Если после выяснится, что пассажиров маловато, то врубится процесс, как в Горно-Алтайске, когда в постановление 1242 вписали рейсы чуть ли не из каждого посёлка с софинансированием из Республиканского бюджета. А Республика Алтай входит в число глубоко дотируемых регионов с дотированием бюджета от 10 до 40% в прошлом году. Хотя пассажиропоток аэропорта составил 475 тысяч пассажиров. Кроме этого, Республика ещё много чем зарабатывает, однако, этого мало.
На мой взгляд, нет смысла городить новый аэропорт в сотне с небольшим километров от уже имеющегося, где сегодня-завтра откроют новый современный терминал. (А от Барнаула до Горно-Алтайска будет побольше раза в два хотя бы). Следующий момент. Если так хочется построить аэропорт, то лучше строить всё же что-то, что создаст меньшую нагрузку на бюджет. Росавиация расписала про сейсмоустойчивость аэровокзала, но сейсмоустойчивость небольшого одноэтажного терминала на 400 пассажиров в час была бы точно не хуже, при этом не удорожая проект.
Как можно было бы решить вопрос? Продавать сквозные трансферные перевозки до Шерегеша. Установить регулярное автосообщение между аэропортом Новокузнецка и всеми курортами Шерегеша. А сэкономленные деньги вложить в инфраструктуру курорта и предлагать более доступные варианты. Вырастет число туристов в регионе, будет эффект. А новый сейсмоусточивый аэропорт с кучей телетрапов в уникальной форме по уникальному проекту мало того, что потребует кучу инвестиций, так ещё и никогда не окупится. А потом региону повиснет гирей, так как вложения придётся отбивать цифрами, что потребует софинансирования и различных субсидий, сливки с которых сгребет Новапорт на обслуживании рейсов.
На мой взгляд Новапорт может на свои деньги строить и содержать, что захочет. Государственные бюджеты выделять стоит только в соразмерные проекты. Не может аэропорт с ожидаемым пассажиропотоком до полумиллиона пассажиров (а реально 200-300 в лучшем случае) требовать миллиардных вложений из бюджета. Можно построить небольшой терминал на старте с возможностью его расширения.
Я, возможно, не прав. Бюджет волен строить, что захочет. Кемеровская область тоже дотационный регион, но менее 10% дотаций. Но Новапорт, то Черкесск предлагают строить за безумные деньги, то Владимир, то в Ярославле Золотое Кольцо. И всё это не соответствует задачам, не имеет шансов окупиться, зато выглядит дорого-богато.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Z7Tll2fL_nSoBqma
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: