Проблема победившей доктрины
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Бедным эти проблемы могут показаться просто смешными - они-то не знают, будет ли завтра чем голод утолить. Но тем не менее у богатых проблемы тоже есть, вполне реальные.
Так и с идеологиями. Идеология гонимая, преследуемая - её проблемы очевидны. Если христиан бросают ко львам на арену - ну, о чём тут ещё говорить.
Тем не менее, если идеология становится доминирующей, у неё тоже есть проблемы - и в каком-то смысле даже большие.
Главная проблема, с которой сталкивается правящая идеология - ей приходиться воцерковлять мир.
Если христиане гонимы, то им не нужно, например, оправдывать войну. Император-язычник ведёт воинов-язычников, они творят много жестокостей - осаждают город, там люди от голода умирают. Это всё просто очень плохо. А наша жизнь, наша вера, наша надежда - не от мира сего. Конечно, христианину не следует воевать, не следует проливать кровь. А император для христианина - Христос, говоривший что ударившему тебя по правой щеке да подставь левую. Князь же мира сего - дьявол.
Но тут император становится христианином.
И... И что ему теперь, не воевать что ли? Городов не осаждать?
Воины его теперь христиане - что им, кровь не проливать?
А ещё империи надо налоги собирать, а налоги не все хотят платить. Нужно с преступниками справляться - а что с ними делать потом?
Нужна христианская тюрьма, а то и христианская казнь, христианский палач.
Как-то это уже далеко отошло от того, что было, когда вера была гонимой, нет?
Конечно, доктрина справляется.
Та, которая не справилась - о той мы речей и не ведём, та ушла с исторической арены, большого следа на ней не оставив.
Поэтому авторитетные учителя находят возможность объяснить, что и сборщик налогов, и война, и тюрьма, и палач, и атомная бомба могут быть христианскими.
И не только это.
Ещё некоторые способы быть, которые людям привычны, понятны и удобны.
Людям, к примеру, нужно молиться о своих жизненных делах - и обращаться с этими молитвами к единому Богу, творцу всего видимого и недвидимого... Им это трудно.
Но люди очень охотно почитают предков.
Хорошо.
Появляются святые.
И об избавлении от храпа следует молиться мученику Трифону, а в желании иметь дитя мужского пола - преподобному Александру Свирскому.
Так людям проще и понятнее.
Иконы. Мощи. Святые места. Ведь это помогает людям верить - а значит это хорошо. Людям трудно с доктриной, а так легче.
Получается похоже на язычество?
Не-ет. Где наши учёные богословы? Они сейчас всё объяснят - что молимся не иконе, а перед иконой...
Очень действенный способ - объявить что-то символом.
К примеру. Приходит к неким язычникам святой Хитрюгий. И обнаруживает, что эти язычники поклоняются солнцу. Каждый рассвет они встречают стоя на коленях лицом на восток и кланяются восходящему светилу. И отказаться от этого не готовы - это для них важнейший ритуал, без этого никак - утром солнышку не поклониться - это просто не по-человечески.
"Хорошо, - говорит Хитрюгий. - А теперь восход Солнца будет символизировать воскресение Христа. Как воскресение Христа ярчайшее событие, озарившее всю историю мира,так и восход ярчайшего из светил озаряет день."
Дальше люди продолжают встречать солнце на коленях и ему кланяются - но теперь уже во славу Христову.
А когда человек крестится два пальца символизируют человеческую и Божественную природы во Христе. А если тремя - то Троицу.
Что угодно можно объявить символом чего угодно.
"В некоторых местных школах Галичского уезда свято соблюдается следующий обычай: пред началом ученья каждый ученик должен принести непременно три или два куриных яйца, на чем особенно настаивает сельский профессор, объясняя это тем, что три яйца – символ св. Троицы, в которой, как и яйце, заключается наша жизнь, свет и возрождение от тьмы к свету, или что-то в этом роде. На два яйца, разумеется, у него найдется другое объяснение."
Это из газеты "Костромской листок", 1901 год.
Причём как это работает - сначала объявляем символом, потом начинаем верить, что этот символ действителен на самом деле - и не поклониться утром солнышку станет отречением от христианства.
Как там старообрядцы говорили?
"Умрём за единый аз!"
И умирали.
Эта проблема, конечно, касается не только христиан.
Любой доктрине, пока она в оппозиции, в некотором роде легко. Она может указывать на язвы мира и говорить: "Вот! Это плохо! Жестокие полицейские, неправедные судьи, продажные чиновники, тупые министры!"
А когда доктрина побеждает, то...
Ха-ха.
Теперь это её полицейские, судьи, чиновники и министры.
Теперь надо как-то объяснять, что они не так плохи.
И если раньше, при царе , коммунисты были за свободу слова, то при власти они свои взгляды на сей счёт несколько пересмотрели.
Хуже того. Вот, простой человек умирает от болезни, а большого человека лечат. Надо как-то и это объяснять - а ведь лечить всех одинаково всё равно не будут. И пока при власти "они" - капиталисты, язычники - нам очень легко. А вот когда при власти мы - именно нам приходится как-то это объяснять.
Буддисты. Мир иллюзорен, желать ничего не надо, высшее благо - небытие. Но тут появляется махаяна, бодхисаттвы - и порядок. Живём, как жили, мир воцерковлён.
Альбигойская ересь. Да, нужно вырваться из мира. Да, кровь не проливать, детей не иметь, не лгать. Но тут оказывается, что коносоламентум можно принять и перед смертью, вот уж тогда - да, будь хорошим. А до тех пор можно жить, как жил.
В общем, легко быть последовательным, если ты монах.
И куда сложнее, если отец большого семейства.
(По-моему это и имелось в виду, когда было сказано, что враги человеку домашние его. Те самые свои. Поди будь последовательным, когда твоих детей обижают.)
(Написано по следам комментов к посту про смерть и похороны, в частности этого треда:
https://boldogg.livejournal.com/649256.html?thread=76074792#t76074792)
|
</> |