Витебский вокзал.


К Витебскому вокзалу я прошел пешком с Сенной площади.
Сенная площадь это площадь в центре Питера на улице Садовой, что буквально в 500 метрах от Невского. Известна своими вечными торговыми рядами,пропахшими запахом продающейся шаурмы и рынком. Кстати в Питере шаурму именуют - шавермой.
Всегда была многолюдным местом, в былые годы славилась своими трущобами и криминалом, считалась "чревом Петербурга".
В наши дни под ней находится самый крупный узел питерского метро, где приезжий может запросто заблудиться. Тут пересекаются целых три линии со станциями, все из которых начинаются с буквы "с" - "Сенная", "Садовая" и "Спасская". Я до сих пор не запомнил какая станция находится на какой из линий и два раза блуждал по этому узлу, прежде чем найти нужную ветку.

От Сенной площади начинается длинный Московский проспект, который тянется почти 10 километров из центра строго на юг, до площади Победы.
Между этими домами с башенками находится вход в Сенной рынок.

Вот он.

Пройдя всего 500 метров, я вышел к реке Фонтанка. Фонтанка эта самая крупная река - канал, которая пересекает центр Питера, вытекая из Невы в районе Летнего сада и впадающая в Финский залив в портовой промзоне.

Вид на Обуховский мост, по которому Московский проспект пересекает Фонтанку и на полукруглое здание университета путей сообщения.

Далее я свернул на набережную и подошел к старейшей питерской ТЭЦ, которую построили еще в 1898 году для снабжения центра столицы империи электричеством и тепловой энергией.
ТЭЦ украшают четыре старые кирпичные трубы, построенные в характерном для той эпохи стиле.

Пройдя несколько сот метров по улице Введенский канал и выйдя к Загородному проспекту, я увидел наконец здание Витебского вокзала во всей своей красе.
Витебский считается самым красивым вокзалом Санк-Петербурга, а издали здание чем-то похоже на театр.

Витебский — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года.
В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.
В 1904 году архитектор Бржозовский в стиле модерн строит современное здание вокзала.

Со стороны Загородного проспекта здание украшает башня с часами (на фото выше) и вестибюль с залом (на этом фото). В настоящее время вход в главный зал закрыт. Входы в здание обустроены под башней с часами и со станции метро "Пушкинская". Прямиком с эскалатора метро и попадает большинство пассажиров в здание, даже и не увидев его со стороны. Сто лет назад к вокзалу прибывали на трамвае, пешком или на повозке извозчика.

Фото столетней давности.

Главный зал здания украшен витражами и различными декоративными элементами. В нем всегда малолюдно, потому что большинство пассажиров выходят к поездам другими путями, в основном со стороны выхода из метро.
В настоящее время эта часть вокзала представляет из себя скорее музей, нежели действующий транспортный объект.

Под сводами главного зала мы видим изображение Санкт-Петербурга - Северной Пальмиры Российской империи.

И прямо напротив, изображение Пальмиры Южной - порта Одессы. Это призвано символизировать то, что путь к главному черноморскому порту России и столице Новороссии Одессе, лежит именно с этого вокзала.

Парадную лестницу украшает скульптура императора Николая Первого. Именно при нем в России были построены самые первые железные дороги.

Одной из них была Царскосельская железная дорога. Но эта дорога была скорее всего потешной, а первой магистральной стала Николаевская дорога (Санкт-Петербург - Москва). Она свое начало берет с другого вокзала - Московского. Отчет о нем я делал еще зимой http://flackelf.livejournal.com/378662.html

А вот основная магистральная железная дорога, которая берет свое начало от Витебского вокзала, была построена только в 1904 году. Дорога эта от столицы империи идет строго на юг, по маршруту СПб - Дно - Витебск - Жлобин (ответвление на Гомель) - Коростень - Житомир - Казатин и далее на Одессу.

Здание вокзала 2-х этажное. Это зал ожидания нижнего этажа.
Сам вокзал построен таким образом, что тупики железной дороги находятся выше уровня земли, а выход к ним сделан со второго этажа.

Большинство поездов отправляющихся с Витебского, после 91 года стали заграничными. Поезда идут отсюда на Украину, Беларусь, Молдову а после закрытия Варшавского вокзала и на страны Балтии. Из городов России фигурирует только Псков и Калининград, путь в который тоже лежит через страны Балтии.
В Киев ходит один ежедневный поезд, по четным в Днепропетровск, 4 раза в неделю на Одессу, ежедневный в Минск и Кишинев (через Украину). На Львов поезд почему-то отменен совсем недавно.

Роскошный вестибюль здания, в который можно попасть по лестнице из главного зала. В нем практически никогда никого нет.

Стены вестибюля оформлены в стиле модерн с использованием в том числе и натурального дуба.

Верхняя часть стен вестибюля украшена очень красивыми картинами из истории вокзала и царскосельской железной дороги.




Мебель и отделка стен выполнена из натурального дуба.


Из вестибюля можно попасть в зал, который находится на втором этаже и из которого можно выйти непосредственно к путям с поездами.

И опять характерный дореволюционный кафель. Что за качество у него? Как такое вообще возможно - простоять столько лет?

Тут же на втором этаже расположен кассовый зал и еще один зал ожидания. Надо сказать что на Витебском вокзале далеко не всегда бывает многолюдно, в отличие от того же Московского вокзала, ибо направления на Украину, Беларусь, Молдову и страны Балтии слишком загруженными не назовешь.
Охрана РЖД и полиция видела меня, но препятствий при фотографировании не чинила.

Австрийский чех Франц Герстнер - инженер и строитель первых железных дорог Австро-Венгрии и России.

В дебаркадере вокзала как раз стоял поезд на Киев. Так случайно совпало, что я оказался на Витебском как раз перед отправлением поезда на Киев.

Старинное здание императорского павильона Витебского вокзала, в наши дни оказалось у пригородных путей. С Витебского электрички ходят до Павловска, Вырицы и Оредежа, где находится конец питерской электрификации.

На этом снимке хорошо виден дебаркадер вокзала, выполненный из металлических конструкций и голова поезда СПб - Киев, к которой уже прицепили тепловоз ТЭП70 (депо ТЧЭ-14 СПб-Витебский). К этому депо приписано 39 тепловозов ТЭП70 и ТЭП70БС, которые ходят с пассажирскими поездами на участке СПб - Дно - Новосокольники, а также частично на Псковском и Таллинском направлениях.
Киевский поезд имел всего 8 вагонов и это в разгар отпускного и туристического сезона!

Путевое развитие станции. В глубине виден поезд латвийских железных дорог, стоящий в остое.

Пути, заходящие под дебаркадер и использующиеся поездами дальнего следования, не имеют электрификации. Слева виден поезд Белорусских железных дорог (БЧ).

Вид на дебаркадер.

А эти снимки я сделал зимой. Это дизель-поезд на Таллин, эстонских железных дорог.


Поезд из Латвии.

И поезд из Литвы. Вот на этом снимке особенно хорошо видна частичная электрификация путей вокзала. Под "шнурком" стоят по сути только пригородные пути.

Дебаркадер Витебского вокзала очень красив и скорее необычен для вокзалов России. Что-то подобное я видел в бывшем Австро-Венгерском Львове, ну и еще Киевский вокзал в Москве немного похож.


После посещения вокзала я сел в маршрутку и поехал по Загородному проспекту в сторону Невского.

Знаменитая площадь "пять углов".
|
</> |