Про иноязычные школы, Иноязычное продолжение дискуссии
ogostos — 29.04.2010 Че-то я опять превратилась в народного трибуна. Но тему открытия государственных иноязычных школ в Армении обойти не могу. Вчера немного помитинговали на этот счет в фесйбуке, сегодня здесь раскрою свою позицию - и да, на русском языке:) Если кому-то захочется этим меня уколоть, мне пофиг. Этот журнал ведется на русском языке по ряду причин.Здесь мне просторнее, и мне легче изложить свою позицию.
Просто несколько базовых постулатов:
1. Что такое среднее образование? Это - обязанность, которую несет на себе государство в целях обеспечения устойчивого человеческого развития в стране. Потому оно полностью финансируется государством и им же обеспечивается его последовательность, продуманность, системность и прочие дела. Ну в идеале, конечно, так должно быть.
2. Что такое государственный язык? Это язык, который государство обязуется охранять - по Конституции. Армянский язык - язык не очень многочисленного народа. Более того, народа, очень небольшой процент которого живет в государстве Армения. Это значит, что угроз армянскому языку намного больше, чем предпосылок для его сохранения и развития. И тем выше должна быть роль государства в его защите. Опять же, в идеале, эти меры не должны зашкаливать, и на практике конечно маразма в стране армянской всегда было предостаточно, но надо помнить одно - никто, кроме армянского государства, защитой и обереганием армянского языка заниматься не должен и не будет.
3. Что такое язык обучения в средней школе? Язык, на котором шестилетний ребенок начинает учиться - это не язык, который он просто будет знать. Это язык, на котором у него начинается процесс миропознания, это язык его базовых академических навыков. Язык, на котором ребенок учится читать и писать первым, становится для него ПЕРВЫМ рефлекторным языком письменной коммуникации и миропознания, и это очень важно понимать.
И если честно, мне до сих пор никто не привел ни одного аргумента, почему у армянского ребенка в армянской стране первым рефлекторным языком миропознания должен быть иностранный. Более того, я не понимаю, почему армянское государство должно финансировать это явление из своего бюджета - в условиях, когда государственный язык перманентно нуждается в протекционистских мерах по объективным причинам.
Если аргумент в том, что ребенок должен знать языки - прекрасно, пусть будет углубленное изучение иностранных языков. Пусть будут специализированные школы, школы с уклонами, школы с преподаванием некоторых предметов на иностранном языке. Если аргумент в том, что у родителя должно быть право выбора языка обучения для своего ребенка, то мой ответ "нет". В вопросе обязательного среднего образования права выбора у родителя во всех вопросах должно быть ограничено. Потому что один родитель хочет обучать ребенка на китайском, другой считает, что его ребенку не нужно проходить химию, а третий вообще предпочитает ребенка не обучать. Потому право выбора родителя должно быть очень ограничено - во имя будущего страны.
Давайте поймем, что означает создание в Армении иноязычных школ. Это - ресурсы. Это деньги на разработку программ на иностранном языке, которые соотвествуют уже существующим. Это расходы на приобретение учебников и дидактических материалов. Это поиск предметников, в достаточной степени владеющих иноязычной терминологией. У нас что, в системе образования куча лишних денег и нет других проблем?
Я не считаю, что армянское государство должно выделять деньги на то, чтобы армянские дети имели возможность познавать мир на чужом языке. На то, чтобы армянские дети знали другие языки - да. На то, чтобы армянские деньги лучше знали теорему Пифагора - да.
Но если вот эта буква ? не будет первой для армянского ребенка в армянской стране, то для кого же она будет первая? И какое право имеет армянское государство тратить деньги на это?
Тем более, что в стране куча русских классов для национальных меньшинств и неграждан Армении. То есть, определенный ресурс на это так или иначе уже затрачивается. Зачем же увеличивать эти затраты?