Про деструктивность иррационального страха
anlazz — 20.02.2022 Товарищ Коммари недвано написал прекрасное:"Дело в том что я, как выживший советопитек и даже частично советозавр, эту военную тревогу 1983-1984 года реально помню.
И помню жутковатое ощущение возможной войны.
Именно, кстати, потому еще пришедший через пару лет Горбачев казался ангелом мира (некоторым - до сих пор, правда на Западе)."
Прекрасно это потому, что показывает, насколько опасно иррациональное восприятие реальности, ориентация на чувства - а не на разум. Точнее сказать - не на реалистичные модели будущего, которые на тот момент - 1983-1984 год - вполне могли быть построены даже советским человеком того времени, а на "общее ощущение", на "витающие в воздухе настроения".
Дело в том, что никакой реальной причины для начала военных действий на тот момент просто не существовало. И с советской стороны - тут, думаю, и так все понятно. (Если кому не понятно, то кратко скажу: у советских руководителей не было ни единой побудительной причины к началу военных действий, поскольку они ничего от них не получили бы.) И со стороны Запада - как не удивительно, по тем же основаниям. (Начало ядерной войны, в любом случае, уничтожило бы все приобретения. И это даже в том случае, если бы СССР - по неким таинственным причинам - не ответил. Если же ответил бы... то, думаю, тут все понятно.)
Причем, все эти построения любой человек, советский человек, находящийся в рамках марксистской методологии - а он, в общем-то, должен был в ней находиться, поскольку марксизм изучался в школах и вузах - мог с легкостью получить. И пойти спокойно спать, понимая, что никакой "агрессии капиталистов" в ближайшее время ожидать не стоит. И все громкие заявления того же Рейгана - это просто выступления хорошего (реально хорошего) актера, направленные на внутреннюю аудиторию.
Однако вместо этого этот наш советский человек предпочитал доверять "нутру" и прочим иррациональным вещам. (Включая антивоенную пропаганду, коя так же предпочитала игнорировать марксизм, ориентируясь на те же эмоции, что и "обычные люди".) И, разумеется, боялся войны не хуже западного обывателя. Но если для последнего данный момент был, в общем-то, простителен: все равно в рамках традиционной демократии обыватель ничего не решает, то для советского человека дело обстояло иначе.
Поскольку - как сказал тот же Коммари - тот же Горбачев с его "мирными инициативами" в подобной ситуации выглядел крайне выигрышно. Даже если он ради данных "инициатив" и сдавал все, что можно.
Впрочем, подробно о данной проблеме надо говорить уже отдельно...
P.S. Кстати, тогда была еще одна странная "фишка": это уверенность в возможности "случайного начала войны". Дескать, выдаст машина (?) команду на пуск ракеты, и все "посыпется". Разумеется, в реальности такого никогда нигде быть не могло. (Только в "антивоенной фантастике", авторы которой - пускай и с благими намерениями - придумывали подобные вещи.) И то огромное количество "инцидентов", что было во время Холодной войны, решалось - как нетрудно догадаться - благоприятным образом.
|
</> |