рейтинг блогов

Прикладная утопиология - это не про рисование райских садов, а про поиск выхода

топ 100 блогов alex_rozoff18.11.2022 Открываем серию обсуждений прикладной роли утопий - как функций социальной мечты. Предпосылки к такому определению роли были даны 15 лет назад тут* - с некоторым опережением по времени. Тогда (еще до Великой рецессии и Второй Холодной войны) оптимистичные индивиды могли легко убедить себя, что глобальной жопы не будет, и что жизнь удастся прожить в достаточно уютном теплом мире-болоте медленно гниющего наследия НТР (болото а данном случае не обидная а идиллическая метафора).
Тогда, 15 лет назад, утопии еще выглядели лишь секторами в жанрах НФ либо фэнтези.
Сейчас, когда мир изящно парашютирует в глубокую вертикальную жопу, и все VIP, на которых надеялся средний обыватель, способны только произносить бессвязные слова насчет того, что делать дальше – прикладная утопия выходит на первый план.
Но в сознании креативных интеллектуалов (которым бы по социальному статусу полагалась бы именно сейчас предложить что-то юзабельное) внезапно оказывается лишь винегрет, который весьма показательно представлен ниже в эссе**, опубликованном 26 сентября 2022 года.
Прикладная утопиология - это не про рисование райских садов, а про поиск выхода
Дина К. Крайзель (адъюнкт-профессор английского языка и преподаватель литературы в Университете Миссисипи). «Откуда, зачем, куда утопия?»

[цитирую фрагментарно] За последние несколько лет я читала несколько курсов по утопической фантастике как студентам, так и аспирантам. На каждом из этих курсов обучающиеся, столкнувшись с этим новым для них жанром, выработали свой собственный коллективный способ борьбы со странностями того, что они читают. Студенты из одной группы начали спрашивать о каждой новой утопии, с которой они сталкивались. Например, что было «МакГаффином»*** для данного конкретного общества — тем едва уловимым, но чрезвычайно важным элементом или свойством, без которого вся система была бы невозможна?
Мой выпускной класс, с другой стороны, начал расспрашивать о каждом романе: «Что автор делает с человеческой природой?», под которой они подразумевали все эгоистические и воинственные импульсы, которые, предположительно, помешали бы нам жить вместе в эгалитарном обществе какое-либо долгое время (Заставить их раскрыть идею «человеческой природы» было задачей целого семестра). Тесно связанный с этим вопрос: Как решаются проблемы поколений? Как, по мнению этих авторов, утопическое общество преодолеет «изъян» своей первой группы жителей, которые были социализированы в другой политической структуре? Как они представляют себе создание лучших утопистов в будущем?
Мои самые молодые студенты — по крайней мере, несколько лет назад — кажется, уже привыкли к мысли о своем обанкротившемся будущем. Я начала преподавать литературу по теме изменения климата на первом курсе в 2015 году, и первые пару раз, когда я давала этот материал, я переживала из-за того, что могла вгонять своих учеников в депрессию. Я вошла в класс утром после того, как задала прочесть «Учиться умирать в антропоцене» Роя Скрэнтона, почти извиняясь, ожидая, что нам придется провести сеанс групповой терапии. Ученики пожали плечами, когда я спросила их, не травмировала ли их эта книга. «Нет, — наконец ответил один из них на мой вопрос, — мы выросли с этими вещами».
Я все еще пытаюсь понять, что означало то, что эти первокурсники (которым сейчас уже за 20) не сочли художественную литературу об изменении климата особенно депрессивной — или, скорее, особенно удивительной или дезориентирующей.
Как я уже писала в других статьях, я думаю, что наши самые большие трудности в попытках мыслить как утописты будут связаны с отношениями между разными поколениями…
…Итак, когда же, почему и как мы повернулись спиной к утопии? И повернулись ли?
…Еще в 2008 году, за несколько лет до вторжения России в Украину, штурма Капитолия в США, пандемии «Covid-19», избрания Дональда Трампа или ужасающего доклада МГЭИК по климату в 2018 году, Томас Гомер-Диксон в книге «С ног на голову: катастрофа, творчество и обновление цивилизации» (The Upside of Down: Catastrophe, Creativity, and the Renewal of Civilization) утверждал, что настало время придумывать новые обнадеживающие альтернативы «Безумному Максу» или «Дороге» Кормака Маккарти для нашего неизбежного постапокалиптического будущего. Пару лет спустя в книге Ребекки Солнит «Рай, построенный в аду» приводились аналогичные доводы, но скорее для прошлого, чем для будущего: ее тезис (здесь он сильно упрощен) заключается в том, что после огромных катастроф — таких как пожар в Сан-Франциско или ураган «Катрина» — люди, как правило, объединяются в свободные импровизационные сообщества взаимопомощи, вместо того чтобы варить друг друга на ужин в чугунных кастрюлях.
…Мое предложение не очень хорошо объясняло тип утопии, которую я себе представляла, и когда она возникнет: маломасштабная общинная жизнь в стиле видения Уильяма Морриса — после того, как промышленный капитализм будет сметен либо выбором, либо катастрофой. Мы продолжали квази-спор о параметрах утопии, обсуждая, в частности, работы Кима Стенли Робинсона, когда в конце концов стало ясно, что мы говорили о двух разных вещах. Т. думал, что «утопия» подразумевает масштабное централизованное государственное планирование, что, конечно же, прямо противоположно тому, что я хотела донести. Наконец мы поняли друг друга…
…Прямо сейчас наше воображение переполнено разрушающимися ледниками, всемирной засухой и голодом, фашистскими диктатурами, ядерной войной и бесконечными пандемиями. Я не говорю, что мы не должны беспокоиться об этих вещах, но для того, чтобы выжить как вид (если это то, чего мы хотим - мы ведь можем закончить тем, что «передадим ключи» тараканам), нам нужно, по крайней мере, иметь некоторые представления о том, чего мы хотим на другом полюсе.
[конец цитирования]

…Такие дела…
------------------------
*) 25 декабря 2007. Top–utopia. Функция социальной мечты.
https://alex-rozoff.livejournal.com/19937.html
**) SEP 26, 2022 Whence, Wherefore, Whither Utopia? - by Deanna K. Kreisel
https://3quarksdaily.com/3quarksdaily/2022/09/whence-wherefore-whither-utopia.html
Перевод: Между утопией и антиутопией: настало время придумывать новые обнадеживающие альтернативы?
https://monocler.ru/utopiya-i-antiutopiya/
***) Макгаффином киноведы называют предмет, вокруг которого строится сюжет фильма и который жаждут заполучить практически всего его персонажи. Иногда этот объект может находиться за кадром и не участвовать в действии, пока герои его ищут. Чаще всего макгаффины встречаются в детективах, триллерах и приключенческом кино.
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/makgaffin/
Фотокомпозиция: George Mayer - "Self-contradiction".

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сын маминой коллеги не вернулся со школы. Мальчишка учился в третьем классе. Родители не волновались до самого вечера — ну, гуляет ребенок и гуляет. Потом бегали по дворам, разыскивали хулигана, обещая ему все возможные кары. В милицию ...
ВЯЗАНИЕ БАКТУСА И МИТЕНОК К ЭТОЙ ШАПКЕ, А ТАК ЖЕ ЧЕГО УГОДНО НА ЗАКАЗ ОБСУЖДАЕТСЯ. ДАО ВЯЗАНИЯ в телеграме https://t.me/daoofknitting В онлайн-школе ДАО ВЯЗАНИЯ я учу энтерлаку - присоединяйтесь! Я не научу вас вязать, как я. Я научу вас вязать, как вы! ...
Наверное, уже знаете, что в Ейске боевой самолет Су-34 рухнул прямо на город рядом с жилой девятиэтажкой, в результате взрыва началась детонация боекомплекта и возник мощный пожар, перекинувшийся на дом Вот первые найденные мной восемь народных видео с места событий По-быстрому ...
Была сегодня (только не ржать!) в Эрмитаже. Первый раз как нормальный человек в музее - не приближалась вплотную к экспонатам, и музейные бабушки на меня не орали. Раньше меня всегда раздражали подобные места. Подойдёшь близко - видно фагмент картины. Отойдешь - картина превращается в ...
Забота Российской Федерации об устройстве соседних государств - это забота хорошо вооруженного бандита. Эту заботу знают все российские соседи. "Известный специалист по развитию демократии и выполнению договоренностей, министр иностранных дел России Сергей Лавров вдруг решил дать ...