рейтинг блогов

Прикладная утопиология - это не про рисование райских садов, а про поиск выхода

топ 100 блогов alex_rozoff18.11.2022 Открываем серию обсуждений прикладной роли утопий - как функций социальной мечты. Предпосылки к такому определению роли были даны 15 лет назад тут* - с некоторым опережением по времени. Тогда (еще до Великой рецессии и Второй Холодной войны) оптимистичные индивиды могли легко убедить себя, что глобальной жопы не будет, и что жизнь удастся прожить в достаточно уютном теплом мире-болоте медленно гниющего наследия НТР (болото а данном случае не обидная а идиллическая метафора).
Тогда, 15 лет назад, утопии еще выглядели лишь секторами в жанрах НФ либо фэнтези.
Сейчас, когда мир изящно парашютирует в глубокую вертикальную жопу, и все VIP, на которых надеялся средний обыватель, способны только произносить бессвязные слова насчет того, что делать дальше – прикладная утопия выходит на первый план.
Но в сознании креативных интеллектуалов (которым бы по социальному статусу полагалась бы именно сейчас предложить что-то юзабельное) внезапно оказывается лишь винегрет, который весьма показательно представлен ниже в эссе**, опубликованном 26 сентября 2022 года.
Прикладная утопиология - это не про рисование райских садов, а про поиск выхода
Дина К. Крайзель (адъюнкт-профессор английского языка и преподаватель литературы в Университете Миссисипи). «Откуда, зачем, куда утопия?»

[цитирую фрагментарно] За последние несколько лет я читала несколько курсов по утопической фантастике как студентам, так и аспирантам. На каждом из этих курсов обучающиеся, столкнувшись с этим новым для них жанром, выработали свой собственный коллективный способ борьбы со странностями того, что они читают. Студенты из одной группы начали спрашивать о каждой новой утопии, с которой они сталкивались. Например, что было «МакГаффином»*** для данного конкретного общества — тем едва уловимым, но чрезвычайно важным элементом или свойством, без которого вся система была бы невозможна?
Мой выпускной класс, с другой стороны, начал расспрашивать о каждом романе: «Что автор делает с человеческой природой?», под которой они подразумевали все эгоистические и воинственные импульсы, которые, предположительно, помешали бы нам жить вместе в эгалитарном обществе какое-либо долгое время (Заставить их раскрыть идею «человеческой природы» было задачей целого семестра). Тесно связанный с этим вопрос: Как решаются проблемы поколений? Как, по мнению этих авторов, утопическое общество преодолеет «изъян» своей первой группы жителей, которые были социализированы в другой политической структуре? Как они представляют себе создание лучших утопистов в будущем?
Мои самые молодые студенты — по крайней мере, несколько лет назад — кажется, уже привыкли к мысли о своем обанкротившемся будущем. Я начала преподавать литературу по теме изменения климата на первом курсе в 2015 году, и первые пару раз, когда я давала этот материал, я переживала из-за того, что могла вгонять своих учеников в депрессию. Я вошла в класс утром после того, как задала прочесть «Учиться умирать в антропоцене» Роя Скрэнтона, почти извиняясь, ожидая, что нам придется провести сеанс групповой терапии. Ученики пожали плечами, когда я спросила их, не травмировала ли их эта книга. «Нет, — наконец ответил один из них на мой вопрос, — мы выросли с этими вещами».
Я все еще пытаюсь понять, что означало то, что эти первокурсники (которым сейчас уже за 20) не сочли художественную литературу об изменении климата особенно депрессивной — или, скорее, особенно удивительной или дезориентирующей.
Как я уже писала в других статьях, я думаю, что наши самые большие трудности в попытках мыслить как утописты будут связаны с отношениями между разными поколениями…
…Итак, когда же, почему и как мы повернулись спиной к утопии? И повернулись ли?
…Еще в 2008 году, за несколько лет до вторжения России в Украину, штурма Капитолия в США, пандемии «Covid-19», избрания Дональда Трампа или ужасающего доклада МГЭИК по климату в 2018 году, Томас Гомер-Диксон в книге «С ног на голову: катастрофа, творчество и обновление цивилизации» (The Upside of Down: Catastrophe, Creativity, and the Renewal of Civilization) утверждал, что настало время придумывать новые обнадеживающие альтернативы «Безумному Максу» или «Дороге» Кормака Маккарти для нашего неизбежного постапокалиптического будущего. Пару лет спустя в книге Ребекки Солнит «Рай, построенный в аду» приводились аналогичные доводы, но скорее для прошлого, чем для будущего: ее тезис (здесь он сильно упрощен) заключается в том, что после огромных катастроф — таких как пожар в Сан-Франциско или ураган «Катрина» — люди, как правило, объединяются в свободные импровизационные сообщества взаимопомощи, вместо того чтобы варить друг друга на ужин в чугунных кастрюлях.
…Мое предложение не очень хорошо объясняло тип утопии, которую я себе представляла, и когда она возникнет: маломасштабная общинная жизнь в стиле видения Уильяма Морриса — после того, как промышленный капитализм будет сметен либо выбором, либо катастрофой. Мы продолжали квази-спор о параметрах утопии, обсуждая, в частности, работы Кима Стенли Робинсона, когда в конце концов стало ясно, что мы говорили о двух разных вещах. Т. думал, что «утопия» подразумевает масштабное централизованное государственное планирование, что, конечно же, прямо противоположно тому, что я хотела донести. Наконец мы поняли друг друга…
…Прямо сейчас наше воображение переполнено разрушающимися ледниками, всемирной засухой и голодом, фашистскими диктатурами, ядерной войной и бесконечными пандемиями. Я не говорю, что мы не должны беспокоиться об этих вещах, но для того, чтобы выжить как вид (если это то, чего мы хотим - мы ведь можем закончить тем, что «передадим ключи» тараканам), нам нужно, по крайней мере, иметь некоторые представления о том, чего мы хотим на другом полюсе.
[конец цитирования]

…Такие дела…
------------------------
*) 25 декабря 2007. Top–utopia. Функция социальной мечты.
https://alex-rozoff.livejournal.com/19937.html
**) SEP 26, 2022 Whence, Wherefore, Whither Utopia? - by Deanna K. Kreisel
https://3quarksdaily.com/3quarksdaily/2022/09/whence-wherefore-whither-utopia.html
Перевод: Между утопией и антиутопией: настало время придумывать новые обнадеживающие альтернативы?
https://monocler.ru/utopiya-i-antiutopiya/
***) Макгаффином киноведы называют предмет, вокруг которого строится сюжет фильма и который жаждут заполучить практически всего его персонажи. Иногда этот объект может находиться за кадром и не участвовать в действии, пока герои его ищут. Чаще всего макгаффины встречаются в детективах, триллерах и приключенческом кино.
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/makgaffin/
Фотокомпозиция: George Mayer - "Self-contradiction".

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Источник - Энциклопедия. Бисер Год выпуска: 2004  Автор: Клер Крочли Жанр: Бисероплетение Издательство: Арт-Родни ...
Московские клубы не будут нынешним вечером отменять празднование Хеллоуина в связи с катастрофой, произошедшей сегодня с российским самолётом в Египте. О намерении провести долго планировавшиеся вечеринки уже объявили столичные клубы Gipsy, Soho Rooms, Lookin Rooms, Space Moscow и ICON. ...
 Была такая колбаса в Советском Союзе - ливерная, из чего её делали даже КГБ не знал, а он знал всё. Мы её называли колбасой третьей степени - когда тебе уже все равно, что пить, что курить и кого еба....пардон, с кем вести беседу.  Это я жеманничаю, на самом деле ...
далее тут ...
В 11-й раз выиграл чемпион Севастополя по классическим шахматам. Турнир сложился достаточно легко, проще чем предыдущие годы, хотя играл средненько. Набрал 8,5 из 11, трио преследователей отстало на пол очка. Так как шахматы закончились, можно будет больше времени уделить блогу. ...