![](/media/images/top/preview/originsosuedusitesdefaultfilesmigrated_filesThe_Condition_of_Laboring_Man_at_Pullman_1894_0.jpg)
Проблемы конструирования позитивной антикоммунистической утопии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Достоверно неизвестно, как были устроены до-классовые общества и существует ли у них общий шаблон (этнография дает множество ответов на основе изучения существующих сегодня до-классовых – первобытных и полу-первобытных этносов).
Зато достоверно известно, что все классовые общества в исторический период (примерно 5000 лет) устроены по одному шаблону. Вся социальная иерархия (а также мотивация, семья, мораль, религия, право, политика) строится вокруг производства и распределения материальных благ, в условиях культурообразующей нищеты. Т.е. в классовом обществе абсолютно все строится вокруг догмата: благ заведомо не хватит, чтобы у всех жителей был осознанно-желаемый уровень потребления при осознанно-соразмерных усилиях.
Без культурообразующей нищеты - в классовом обществе не работает ничего.
При культурообразующей нищете жизнь вращается вокруг оси перераспределения благ в пользу одних, и в ущерб другим. Аналогично и с перераспределением усилий.
В условиях архаичных классовых обществ (средиземноморского рабовладельческого в античную эру и западноевропейского феодального – в раннем средневековье) сохранялись некоторые элементы архаичного фундамента из переходного процесса от бесклассового к классовому – и такие общества могли быть длительно-стабильными.
В условиях позднего феодализма и капитализма – элементы архаики становятся слишком чужеродными. Остается только упомянутая ось перераспределения благ и усилий.
![Проблемы конструирования позитивной антикоммунистической утопии Проблемы конструирования позитивной антикоммунистической утопии](https://origins.osu.edu/sites/default/files/migrated_files/The_Condition_of_Laboring_Man_at_Pullman_1894_0.jpg)
Цель капиталистической политики: не допустить гибели культурообразующей нищеты в условиях, когда технологии могут уничтожить ее при более-менее равномерном распределении благ и усилий.
Цель капиталистического бизнеса: рост частного богатства за счет усиления эксплуатации человеческого ресурса окружающего общества – идеально соответствует цели политики.
Фактически происходит присвоение 99% общественных богатств 1% капиталистической элиты, что позволяет классовому обществу сохранять массовую нищету. Это социальная деградация: возврат от технологически-прогрессивного производящего хозяйства – к примитивному присваивающему хозяйству. Такая схема критически неустойчива – как вообще любое присваивающее хозяйство без встроенных ограничителей.
Тезис о возврате может показаться странным. Привычно понимать под присваивающим хозяйством – первобытные сообщества охотников-рыболовов-собирателей. Но если мы приглядимся к современному развитому капитализму, то увидим чистое собирательство, объектом которого являются люди-трудящиеся (т.е. люди, которые по своим свойствам способны и психологически готовы к наемному труду).
Как первобытный собиратель добывает в дикой природе плоды и мясо и потребляет их (никак не заботясь об их воспроизводстве), так современный крупный капиталистический бизнес добывает в обществе людей-трудящихся и потребляет их (никак не заботясь об их воспроизводстве).
При таком экономически-объективном рассмотрении, современное капиталистическое общество подпадает под обыкновенные закономерности популяционно-эволюционной динамики. Оно запускает обычный естественный отбор, негативный в отношении людей-трудящихся - и соответственно, позитивный в отношении людей-нетрудящихся.
В дикой природе по такому механизму под влиянием растущей популяции хищников происходит падение популяции съедобных жертв (модель Лотки-Вольтерра). Если к этой модели добавить генетическую изменчивость, то результат модели дополнится ростом популяции эффективно сопротивляющихся жертв (например, продуцирующих яды). В продолжении модели получится вполне дикое соревнование жертвы и хищника в плане развития смертельного оружия у одних - и средств преодоления этого оружия у других.
Если перенести эту модель на перспективу капиталистического общества, тот тут явно не до утопий. Зато несметное множество вариантов антиутопий, которые могут затмить ужасом все негативно-политические построения Замятина, Оруэлла, и Харта.
…Такие дела…
|
</> |
![](/media/images/top/preview/originsosuedusitesdefaultfilesmigrated_filesThe_Condition_of_Laboring_Man_at_Pullman_1894_0.jpg)