Престон о британских авианосцах типа «Имплекебл»
sergiovillaggio — 22.03.2021Авианосец "Indomitable" (рисунок Джона Домини)
Решение вернуть Королевскому флоту контроль над морской авиацией было принято слишком поздно, чтобы ликвидировать уже причиненный ущерб, и FAA вступили в войну с печально плохими самолетами. Торпедоносцы-бипланы «Свордфиш» и «Альбакор» творили чудеса, но даже самолеты новых типов не производили впечатления. Только американская помощь, начавшая поступать в 1942 году в виде скоростных палубных истребителей и торпедоносцев и превосходной методики подготовки летного состава, позволила сделать из FAA эффективную силу.
Поскольку в предвоенные годы имела место серьезная нехватка морских самолетов, вызванная неспособностью британской авиапромышленности обеспечить потребности одновременно ВВС и флота в производстве деталей самолетов и двигателей, Контролер Адмиралтейства контр-адмирал Хендерсон и Первый Морской лорд адмирал Чэтфилд были правы, делая ставку на пассивную защиту авианосцев. «Илластриес» пережил тяжелейшие повреждения, позже «Формидебл» был поражен двумя 1000-кг бомбами, а «Индомитебл» – двумя 500-кг бомбами, но благодаря их защите оба вернулись в строй в течение шести месяцев. В ходе интенсивных операций в водах, омывающих Японские острова, пять из шести авианосцев были поражены камикадзе, но ни один из них не был потоплен или серьезно поврежден:
1 апреля 1945 «Индефатигебл» поражен в основание острова
Дэвид Браун, бывший глава Морской исторической секции и специалист по палубной авиации, не раз отмечал, что хотя бронированная полетная палуба сказала свое слово, на самом деле авианосцы Британского Тихоокеанского флота спасла не она, а превосходная защита от возгорания бензина. Фактически, ни один авианосец британского проекта на был потерян во время Второй мировой войны от пожара авиационного топлива. Закрытый ангар имел собственные системы вентиляции и осушения; первая предотвращала распространение бензиновых паров, вторая удаляла воду, подававшуюся из пожарных шлангов и спринкеров, предотвращая образование крена.
С позиций послезнания, англичанам лучше было бы строить авианосцы по улучшенному проекту «Арк Ройала» (увеличенных размеров), но это не избавляло от проблем с имеющимися самолетами. Длительная задержка с пересмотром проекта «Имплекебла» и «Индефатигебла» должна была помочь избежать ошибочного уменьшения высоты ангаров, ведь самолеты становились больше, а не меньше. Одним из менее очевидных уроков этих кораблей является то, что увеличение размеров не ведет автоматически к увеличению боевой мощи. Проект таких сложных кораблей, как авианосцы, работает только тогда, когда в нем со всей тщательностью учтены все подсистемы. Необходимо отметить, что все шесть авианосцев были рассчитаны на самолеты весом до 9 тонн, что намного превосходило реальный вес тогдашних машин.
Концепция бронированного ангара была правильной для Королевского флота в то время, но интересно, что последний проект военного времени – 50 000-тонная «Мальта» – должен был иметь открытые ангары и очень большую авиагруппу, подобно американским авианосцам. Авиагруппа авианосца является его единственным ударным оружием, и большая авиагруппа лучше маленькой подходит как для защиты своего флота, так и для ударов по вражескому. Из этого логично вытекает, что авианосец всегда должен создаваться вокруг авиагруппы, и лучше об этом не забывать.