О "тихоходности" русских истребителей на одном конкретном примере

топ 100 блогов sergiovillaggio15.03.2021
У нас принято ругать русские эсминцы-"истребители" периода русско-японской войны за меньшую по сравнению с оппонентами скорость. Дескать, японские эсминцы проектировались на 30-узловой ход и доказывали это на испытаниях, а наши "недальновидные адмиралы" заведомо снизили требования до 27 узлов, и во время войны все было плохо.

Не скажу, что очень хорошо знаю детали столкновений на море в русско-японскую, однако не припомню ярких примеров, когда японцы одерживали победы над нашими миноносцами благодаря превосходству в скорости. Как раз наоборот, в известном бою, когда погиб "Стерегущий", его напарник "Решительный", показавший на испытаниях "жалкие" 25,74 узла, оторвался от формально "30-узловых" японцев. При Цусиме "Громкий", только что совершивший крайне напряженный для своих машин переход вокруг Европы и Азии, вполне себе уходил от "Сирануи" и имел все шансы оторваться, если бы не появление второго неприятельского корабля.

Попробуем вывести на чистую воду апологетов "тихоходности" русских эскадренных миноносцев на примере моего любимого корабля.

Сом 11-1900.jpg

Эскадренный миноносец "Сом"/"Боевой" был построен по инициативе фирмы "Лэрд". Наше Морское министерство ухватилось за минимальный срок постройки, поэтому почти не влезало в проект со своими требованиями и изменениями.

Наши авторы иногда пишут, что "Сом" строился по чертежам "Экспресса", но это полная чушь. У "Экспресса" водоизмещение почти на 100 тонн больше (нормальное 465 т, полное 515 т), длина более 72 м, корпус совершенно другой формы, да и визуально он крупнее, если обратить внимание на людей на палубе. Так что, в реальности "Сом" строился по чертежам более раннего "Куэйла", от которого практически не отличался ни размерами, ни внутренним расположением. Соответственно, полностью идентичной была и силовая установка.

Раз корабли одинаковые, движки одинаковые, то логично будет предположить, что и скорость они покажут если не одинаковую, то хотя бы близкую. Ан, нет.
На испытаниях все британские эсминцы данной серии превысили 30-узловую отметку, пусть и всего на одну-две десятые доли узла, а "Сом"... Приведу цитату:
"средняя из шести пробегов на мерной миле скорость миноносца, определенная «по правилам английского Адмиралтейства», составила 27,945 уз, наибольшая – 28,346 уз. Однако пересчет скорости по русским правилам с учетом времени поворота с одного галса на обратный дал результат 26,67 уз, что на 0,33 уз ниже контрактной скорости".

Итак, первое, что мы можем увидеть: русские миноносцы испытывались по более жестким правилам. А они сразу "отъели" от британских показателей более узла.

Далее.
Фразу
"Приготовить пиво и графит" слышали, думаю, многие. Она прекрасно иллюстрирует, в насколько "тепличных" условиях испытывались британские эсминцы - а, стало быть, и японские, ведь их испытывали по правилам британского Адмиралтейства. Эдгар Марч в своей знаменитой книге приводит необходимые данные по испытаниям всего двух однотипных с "Сомом" британских кораблей, но для наглядного сравнения этого достаточно:
"Спарроухок" показал 30,207 уз при водоизмещении 310,5 т;
"Эрнест" развил 30,163 уз при водоизмещении 308,5 т.
Напомню, что нормальное водоизмещение "куэйлов" составляло
355 т (с 40 тоннами угля на борту).

А теперь держитесь за стулья:
"
Сом" во время испытаний имел среднее водоизмещение 412 тонн и нес 90 тонн угля.
Если привести это к британским результатам, будет 27,945 уз при 412 т. То есть, на 2 узла меньше при на 100 тонн (порядка 30%) большей нагрузке.
Какую скорость показывали британские (и японские) аналоги в схожих условиях - англоязычная литература скромно умалчивает. Однако что-то мне подсказывает, что "Сом" оказался чуть ли не быстроходнее своих британских собратьев.


P.S. Позже расскажу про сравнение наших и итальянских эсминцев постройки "Шихау". Там тоже есть пенки, хотя и несколько другого характера.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуй коллективный разум. Уважабе, вопрос про автомобили. Если, к примеру, я не хочу страховать мойшину по кругу по каске, а хочу только от тотала и от угона, подпишутся ли на это алчные страховщики? Сталкивался кто с такой вот котовасией? ...
Есть у меня один знакомый торговец фруктами-овощами, он возит из своего родного Азербайджана невероятно вкусный и ароматный чеснок и продает его у нас здесь. Я как однажды (лет пять назад) попробовал этот чеснок, так теперь только его и покупаю, ибо тот чеснок, что в супермаркетах ...
Другие тесты и гадания от Шувани А яйцо-то не простое, а золотое! ====== А вот Ленка добыла красивущие куличи. Коля чуть не захлебнулся слюной, еле утра дождался
Собачий вокализ Как-то забросила меня командировочная судьба в далёкий прибрежный посёлок Инчоун. Прилетели, сразу набежал народ. Да они уже ждали. Я, наскоро распаковавшись, стала принимать людей. Просидела до глубокой ночи. На другой, и ...
София - выпускница прошлого года - обладательница Медали третьей ступени Лада. Третья ступень в ладу занята Фрейлиной Королевы - взбалмошной хранительницей настроения целого государства. Если у неё хорошее настроение, в Государстве Лад назначается Мажор. Когда в личной жизни всё ...