О "тихоходности" русских истребителей на одном конкретном примере
sergiovillaggio — 15.03.2021Не скажу, что очень хорошо знаю детали столкновений на море в русско-японскую, однако не припомню ярких примеров, когда японцы одерживали победы над нашими миноносцами благодаря превосходству в скорости. Как раз наоборот, в известном бою, когда погиб "Стерегущий", его напарник "Решительный", показавший на испытаниях "жалкие" 25,74 узла, оторвался от формально "30-узловых" японцев. При Цусиме "Громкий", только что совершивший крайне напряженный для своих машин переход вокруг Европы и Азии, вполне себе уходил от "Сирануи" и имел все шансы оторваться, если бы не появление второго неприятельского корабля.
Попробуем вывести на чистую воду апологетов "тихоходности" русских эскадренных миноносцев на примере моего любимого корабля.
Наши авторы иногда пишут, что "Сом" строился по чертежам "Экспресса", но это полная чушь. У "Экспресса" водоизмещение почти на 100 тонн больше (нормальное 465 т, полное 515 т), длина более 72 м, корпус совершенно другой формы, да и визуально он крупнее, если обратить внимание на людей на палубе. Так что, в реальности "Сом" строился по чертежам более раннего "Куэйла", от которого практически не отличался ни размерами, ни внутренним расположением. Соответственно, полностью идентичной была и силовая установка.
Раз корабли одинаковые, движки одинаковые, то логично будет предположить, что и скорость они покажут если не одинаковую, то хотя бы близкую. Ан, нет. На испытаниях все британские эсминцы данной серии превысили 30-узловую отметку, пусть и всего на одну-две десятые доли узла, а "Сом"... Приведу цитату:
"средняя из шести пробегов на мерной миле скорость миноносца, определенная «по правилам английского Адмиралтейства», составила 27,945 уз, наибольшая – 28,346 уз. Однако пересчет скорости по русским правилам – с учетом времени поворота с одного галса на обратный – дал результат 26,67 уз, что на 0,33 уз ниже контрактной скорости".
Итак, первое, что мы можем увидеть: русские миноносцы испытывались по более жестким правилам. А они сразу "отъели" от британских показателей более узла.
Далее.
Фразу "Приготовить пиво и графит" слышали, думаю, многие. Она прекрасно иллюстрирует, в насколько "тепличных" условиях испытывались британские эсминцы - а, стало быть, и японские, ведь их испытывали по правилам британского Адмиралтейства. Эдгар Марч в своей знаменитой книге приводит необходимые данные по испытаниям всего двух однотипных с "Сомом" британских кораблей, но для наглядного сравнения этого достаточно:
"Спарроухок" показал 30,207 уз при водоизмещении 310,5 т;
Напомню, что нормальное водоизмещение "куэйлов" составляло 355 т (с 40 тоннами угля на борту).
А теперь держитесь за стулья:
"Сом" во время испытаний имел среднее водоизмещение 412 тонн и нес 90 тонн угля.
Если привести это к британским результатам, будет 27,945 уз при 412 т. То есть, на 2 узла меньше при на 100 тонн (порядка 30%) большей нагрузке.
Какую скорость показывали британские (и японские) аналоги в схожих условиях - англоязычная литература скромно умалчивает. Однако что-то мне подсказывает, что "Сом" оказался чуть ли не быстроходнее своих британских собратьев.
P.S. Позже расскажу про сравнение наших и итальянских эсминцев постройки "Шихау". Там тоже есть пенки, хотя и несколько другого характера.
|
</> |