Намедни в комментариях опять высказали мнение, что итальянская
ПТЗ системы Пульезе была неудачной, слабой, отстойной, недостойной
(ненужное зачеркнуть). Посему позволю себе привести ряд выдержек из
нашей с Арсением Маловым книги по линкорам типа "Витторио
Венето".
Линкор получил попадания трех 450-мм авиационных торпед Mk.XII
(боевая часть – 176 кг ТНТ).
Первая торпеда взорвалась по правому борту в районе шп.162-163,
немного в корму от носовой башни главного калибра (3-я зона). От
взрыва образовалась пробоина размером примерно 7,5х6 м между шп.165
и 159. В целом повреждения характеризовались как незначительные,
энергия взрыва была довольно хорошо поглощена системой
конструктивной подводной защиты, однако фильтрационная переборка
дала течь.
Вторая торпеда попала в кормовую часть с левого борта в районе
шп.6-9 (7-я зона). Образовалась пробоина размером 7х1,5 м, но
обшивка по правому борту сильно деформировалась, также начав
пропускать воду.
В целом последствия двух первых попаданий не угрожали живучести
корабля.
Третья торпеда поразила корабль в носовую часть с правого борта в
район 192-го шпангоута (2-я зона), за пределами противоторпедной
защиты. Между шп.187 и 196 образовалась огромная пробоина размером
11х9 м. Водонепроницаемость носовой оконечности была нарушена –
началось массированное затопление отсеков. Распространение воды
было остановлено только на уровне носового траверса (шп.174).
Линкор получил попадание 450-мм торпеды Mk.XII (боевая часть –
176 кг ТНТ) в левый борт в районе 6-й зоны (шп. 24-54) примерно в 6
м ниже ватерлинии, за пределами конструктивной подводной защиты. В
обшивке образовалась пробоина размером 9х3 м, через которую в
течение короткого времени корабли принял около 3500 т воды.
Корабль получил попадание 533-мм торпеды Mk.VIII (боевая часть
– 340 кг ТНТ) в левый борт напротив кормовой башни главного
калибра, в пределах 5-й зоны. Энергия взрыва была, в целом, хорошо
поглощена системой конструктивной подводной защиты, но в наружной
обшивке образовалась пробоина размером 13х6 м. Из-за смещения
продольной переборки вода проникла во внутренние помещения, в
результате чего оказались полностью затопленными:
– бортовые отсеки вдоль продольной переборки левого борта
между шп. 54 и 80;
– подбашенные отделения кормовой башни главного калибра вплоть
до перегрузочного отделения;
– цистерны контрзатопления между шп. 54 и 80;
– коридор левого внешнего гребного вала между шп. 59 и
80;
– коридор левого внутреннего гребного вала между шп. 54 и
71;
– коридор правого внутреннего гребного вала между шп. 67 и
71;
– часть отсеков двойного дна в кормовом машинном отделении
между шп. 63 и 71;
– погреб кормовой 152-мм башни левого борта;
– часть помещений на второй средней палубе между шп. 71 и
80.
Всего линкор принял около 3000 т воды, получил крен 3,5° на левый
борт и дифферент на корму 2,2 м. По прибытии в Таранто корабль имел
осадку 9,8 м носом, 11,11 м в средней части и 11,94 м кормой.
Водоизмещение при этом составляло 49 100 т.
Силовая установка практически не пострадала. Спустя 30 минут
после торпедирования корабль легко развил скорость 23,5 уз. и
поддерживал ее до прихода в Таранто. Электрическая система корабля
функционировала нормально.
В отчете о повреждениях отмечалась, что система Пульезе
оказалась недостаточно эффективной для поглощения взрыва 533-мм
торпеды, из-за чего вода быстро затопила кормовые погреба, что
привело к значительным потерям. В то же время, принятые после
сражения у Матапана меры по улучшению системы борьбы за живучесть
принесли свои плоды: затопления удалось быстро локализовать, а
скорость корабля упала весьма незначительно.
Корабль получил попадание 450-мм авиационной торпеды Mk.XII
(боевая часть – 176 кг ТНТ) с правого борта в район 194-го
шпангоута (2-я зона), за пределами противоторпедной защиты. Через
образовавшуюся пробоину был затоплен ряд внутренних помещений. В
общей сложности линкор принял 1950 т воды: 1600 т через пробоину,
еще 350 т были закачаны в кормовые отсеки контрзатопления для
выравнивания дифферента и крена.
Потерь среди экипажа не было. Силовая установка работала без
перебоев. Корабль сохранил место в строю и вернулся в Таранто своим
ходом.
Обращает на себя внимание тот факт, что попадание торпеды пришлось
в то же место, что и попадание третьей торпеды во время событий
“Ночи Таранто” (эпицентр взрыва находился всего в 2 м ближе к
носу), однако объем повреждений оказался несопоставимо меньшим, и
они ни в коей степени не угрожали живучести корабля.