Преподаватель и ложка дегтя

...и подумал: "Господи, зачем это все? Для чего я здесь работаю? Это же никому, совершенно никому не нужно!" В тот момент у меня опустились руки.
Я раздал тесты, еще раз оглядел аудиторию - и тут же понял, насколько я неправ.
Те, кому что-то нужно, у кого в глазах горит огонек, кто хочет и может учиться, те, для кого я работаю - их здесь нет и не может быть. Они сдали экзамен с первого раза. А здесь - всего лишь двадцать человек из двухсот, которые учатся на втором курсе. Десять процентов.
У многих молодых преподавателей в какой-то момент возникает то, что я называю эффектом "ложки дегтя". Негативные эмоции, полученные в общении с отдельными студентами или небольшими группами студентов, они начинают неосознанно переносить на своих студентов в целом. Здесь работает та самая "гомогенизация групп", о которой я уже писал. Итогом может стать разочарование в своей работе в принципе.
Впрочем, почему только у молодых? Недавно коллега вполне себе среднего возраста, узнав о некорректном поступке одного студента, патетически воскликнула: "Как нам теперь после этого входить в аудиторию?!" Отмечу, что "герой" той истории у нее даже не учился; просто сама мысль о том, что кто-то из числа студентов может повести себя некрасиво по отношению к преподавателю, внушала ей страх.
Возможно, мне очень повезло, но от подавляющего большинства своих студентов я получаю только положительные эмоции. Да, даже один обучающийся может серьезно потрепать нервы. Да, приходится совершать массу лишних телодвижений, чтобы застраховаться от возможных жалоб со стороны "двоечников", которые, провалившись на экзамене, внезапно начинают обнаруживать в работе преподавателя множество недостатков. Но это, в конечном счете, неизбежно, к этому нужно просто привыкнуть.
Преподавателю - особенно молодому преподавателю - в этой ситуации необходимо четко понимать, что его аудитория - это, в первую очередь, те, кто может и хочет учиться. А ложка дегтя - она будет всегда, и она отнюдь не растворяется в бочке меда, а остается плавать на поверхности.
|
</> |