Преподаватель и ложка дегтя

топ 100 блогов navlasov04.07.2018 Как-то раз - дело было много лет назад - я принимал очередную пересдачу по истории международных отношений. В аудитории сидели человек двадцать и ждали раздачи тестов. Я окинул их взглядом, посмотрел на их лица, в их глаза...

...и подумал: "Господи, зачем это все? Для чего я здесь работаю? Это же никому, совершенно никому не нужно!" В тот момент у меня опустились руки.

Я раздал тесты, еще раз оглядел аудиторию - и тут же понял, насколько я неправ.

Те, кому что-то нужно, у кого в глазах горит огонек, кто хочет и может учиться, те, для кого я работаю - их здесь нет и не может быть. Они сдали экзамен с первого раза. А здесь - всего лишь двадцать человек из двухсот, которые учатся на втором курсе. Десять процентов.

У многих молодых преподавателей в какой-то момент возникает то, что я называю эффектом "ложки дегтя". Негативные эмоции, полученные в общении с отдельными студентами или небольшими группами студентов, они начинают неосознанно переносить на своих студентов в целом. Здесь работает та самая "гомогенизация групп", о которой я уже писал. Итогом может стать разочарование в своей работе в принципе.

Впрочем, почему только у молодых? Недавно коллега вполне себе среднего возраста, узнав о некорректном поступке одного студента, патетически воскликнула: "Как нам теперь после этого входить в аудиторию?!" Отмечу, что "герой" той истории у нее даже не учился; просто сама мысль о том, что кто-то из числа студентов может повести себя некрасиво по отношению к преподавателю, внушала ей страх.

Возможно, мне очень повезло, но от подавляющего большинства своих студентов я получаю только положительные эмоции. Да, даже один обучающийся может серьезно потрепать нервы. Да, приходится совершать массу лишних телодвижений, чтобы застраховаться от возможных жалоб со стороны "двоечников", которые, провалившись на экзамене, внезапно начинают обнаруживать в работе преподавателя множество недостатков. Но это, в конечном счете, неизбежно, к этому нужно просто привыкнуть.

Преподавателю - особенно молодому преподавателю - в этой ситуации необходимо четко понимать, что его аудитория - это, в первую очередь, те, кто может и хочет учиться. А ложка дегтя - она будет всегда, и она отнюдь не растворяется в бочке меда, а остается плавать на поверхности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мужчины, не проходите мимо! Вы же знаете, как много одиноких девушек ждут вашего внимания. Не бросайтесь на глянцевых баб, тратящих деньги на ненужную косметику и спа-процедуры, проникнитесь настоящим человеческим чувством любви к нежному ...
01. Улица 25 Октября 04. Площадь 50-летия Октября 06. Вид на гостиницу «Москва» 07. Проспект Маркса 09. Улица Горького 10. Центральный телеграф 11. Краснопресненская набережная 12. Церковь священномученика Антипия на Колымажном дворе 13. У ...
Историк Борис Хавкин в статье "Немецкие военнопленные в СССР и советские военнопленные в Германии" пишет:Сталин, после того, как летом 1941 г. в котлах под Минском и Смоленском попали в немецкий плен более 600 тыс. красноармейцев, был убежден в том, ...
    1.   Я как птица Феникс Возрождаюсь из пепла, И, сгорев однажды, Снова возрождаюсь... Там, где земля целует небо, Там, где дожди ласкают ...
Сыну 2,1, несмотря на мою стойкую нелюбовь к площадкам, проводим там все больше времени. И вот как-то нелюбовь эта только обостряется. Понятно, что на площадке всегда присутствуют дети разного возраста, у нас даже конкретные такие школьники-подростки тусят. Но они более-менее вменяемы, кар ...