Ландскнехт и сэнсэй

топ 100 блогов navlasov11.06.2018 Некоторое время назад я пришел к выводу, что у преподавателей современных российских вузов существуют две основные модели поведения. Про себя я назвал их "менталитетом ландскнехта" и "менталитетом сэнсэя". Разумеется, речь в данном случае идет о своего рода "идеальных типах", которые хотя и встречаются в чистом виде, но во многих случаях оказываются смешанными в определенной пропорции в одном человеке.

Что я в данном случае имею в виду?

Начнем с "ландскнехта". Здесь в основе лежит отношение к преподаванию как к обычной наемной работе, которая по сути ничем не отличается от работы клерка в офисе или программиста. Есть трудовой договор, есть зарплата, есть начальство, приказы которого необходимо выполнять вне зависимости от того, согласен ты с ними или нет. При этом "ландскнехт" нередко любит свою работу и старается делать ее хорошо. Однако "хорошо" - означает в первую очередь в соответствии с пожеланиями руководства. "Ландскнехт" всегда делает в первую очередь то, за что платят премии и надбавки. Если за учебники - он будет писать учебники, если за наукометрические показатели - он будет работать над их улучшением. В глубине души он может относиться к очередным нововведениям как угодно, но его наняли для выполнения определенной работы, и он ее делает.

Модель "сэнсэя" представляет собой во многом противоположный подход. Это - преподаватель, который относится к своей работе как служению обществу, как к высокой миссии. Реформы, министры, ректоры сменяют друг друга, а миссия остается. "Сэнсэй" имеет свое, вполне сформировавшееся мнение как по поводу общей цели и смысла своей деятельности, так и по поводу конкретных стоящих перед ним задач. В силу этого он практически неуправляем. Мнение начальства для него - не более чем мнение, которое он готов признать только в том случае, если искренне с ним согласится. У него есть долг перед обществом, студентами и наукой; начальство в этом списке - на последнем месте. Вообще, отношение к начальству любого уровня у него чаще всего описывается формулой "кто умеет работать - работает, кто не умеет - руководит". "Сэнсэй" обычно думает о проблемах высшего образования в целом и оценивает все происходящее с ним лично в рамках этой широкой перспективы.

"Ландскнехту" не доставляет никакого внутреннего дискомфорта необходимость относиться к студентам как к клиентам, потребителям его услуг. Правда, при этом он прекрасно знает, что в российской системе его благополучие зависит не столько от "клиента", сколько от вузовской администрации. У "сэнсэя" та же ситуация вызывает бурный протест: "высшее образование - не сфера обслуживания!" К студентам он обычно относится с искренней любовью, но свысока, как к "младшим", которые должны быть счастливы возможности учиться у него.

Конечно, повторюсь, это - "идеальные типы". На практике встречается множество вариантов и подвариантов. Есть "ленивые ландскнехты", для которых вуз - это нечто вроде богадельни: не особо платят, но и на улицу пока не выгоняют. Есть "слабые сэнсэи", которые разделяют соответствующую систему ценностей, но не в силах перечить руководству. Есть "хамелеоны", которые (вполне, отмечу, искренне) рассуждают с позиций "сэнсэя", но при этом действуют как "ландскнехты". Есть "гибриды", которые не видят противоречия между двумя моделями (тем более что они, действительно, не являются полностью взаимоисключающими) и пытаются на практике сочетать оба подхода. И так далее.

И еще. Если кто не понял, я в данном случае не противопоставляю "плохую" модель "хорошей" и вообще не даю им никакой качественной оценки. Для меня, как для историка, ландскнехт - это именно ландскнехт, термин вполне себе нейтральный. В грамотно выстроенной системе с вменяемым руководством от "ландскнехта" может быть большая польза, в то время как "сэнсэй" может оказаться "подвижником" в худшем смысле слова - городским сумасшедшим, который пытается осчастливить студентов тем, что им совершенно не нужно. И такие примеры у меня есть перед глазами. Хотя лично мне модель "сэнсэя", безусловно, ближе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не столько к последним новостям, сколько к бесланской теме в общую папочку и на память, так сказать. Пояснение для тех, кто на меня подписался недавно: на тему Беслана я стаскиваю к себе информацию, какая находится и какую считаю важной. Не мню себя супер-пупер-блогером, способным собой ...
Худеем: 3-5 кг в неделю!эффективный способ похудеть на 25 кг лекарственные препараты для похудения диета · 8 скачать книгу 90-дневная диета раздельного питания технология похудения 25 кадр диета по третей группе крови блюда диета ольги будиной куплю ...
Пускай любовь тебя обманет, пускай не стоит ею дорожить, пускай она печалью станет, но КАК на свете без любви прожить?!   ...
Нам хорошо знакомы истории про то, как люди путешествовали на кораблях или самолетах, попадали в ужасные штормы, уничтожившие всех пассажиров судна, а потом в одиночестве оказывались на необитаемом острове, полном опасностей. ...
Примерно неделю как ноутбук упорно оказывается переносить на флэшку файлы более 4 Гб. Выскакивает сообщение, что "файл слишком велик для конечной системы", вне зависимости от размера внешнего носителя и наличия на нём пустого места. Если кто знает как лечится подобное, буду благодарен за ...