28 часов критического мышления
navlasov — 04.05.2018 В НИУ ВШЭ стартовал курс "Критическое мышление: инструменты прикладной рациональности". Ожидаемое событие - именно "Вышка" является, насколько мне известно, единственным вузом страны, где студентам одной из магистерских программ преподают курс критического мышления.Общий объем курса - 28 часов, он разбит на семь тем:
1. Специфика человеческого восприятия и усвоения информации.
2. Путеводитель по лжи: способы формирования, обнаружения и устранения ложной информации.
3. Дедуктивная логика: простейшие и надежные способы правильных рассуждений.
4. Индуктивная логика: поиск причин и умение корректно обобщать данные.
5. Аргументация: что такое хороший аргумент и как его построить.
6. Другая сторона аргументации: уловки и ошибки в рассуждениях.
7. Практическая аргументация: структура и тактика публичных дебатов.
С более подробной программой можно познакомиться тут. Но уже на данном этапе видно - мы имеем дело с тем, что можно было бы назвать классическим американским курсом критического мышления. Не случайно ключевое место в списке литературы занимает "классический" учебник Мура и Паркера, написанный преподавателями философии и выдержавший уже массу изданий. Особенность этого подхода к критическому мышлению заключается в том, что здесь на первый план выдвигаются логика и теория аргументации. Вопросам принятия решений и решения проблем не уделяется не то что достаточного, а вообще никакого внимания. Видимо, по умолчанию считается, что человеку достаточно уметь критически осмысливать полученную информацию, а остальное приложится само. Зато подготовке к публичным дебатам отведено целое занятие. Собственно, эту проблему мы наблюдаем во многих учебниках по критическому мышлению, о чем я уже однажды писал.
В то же время заметно, что по сравнению со среднестатистическим университетским учебником критического мышления (часто написанным по принципу "вам все равно придется это учить, поэтому жрите что дают" и потому неудобоваримым) курс ВШЭ подразумевает более живой и интересный учебный процесс. Это тоже логично - им ведь надо убедить людей отдать за конкретную программу свои деньги. Поэтому, если бы нечто подобное предлагалось в Питере, я бы, наверное, даже сходил туда. Просто в поисках новых идей.
|
</> |