Любитель против профессионала

топ 100 блогов navlasov04.04.2018 Недавно я стал свидетелем спора по проблемам истории Второй мировой войны. Его участники - "профессионал", кандидат исторических наук, преподаватель вуза, и "любитель", человек, работающий в совершенно другой области и занимающийся военной историей в свободное время в качестве хобби.

По большинству вопросов "любитель" положил "профессионала" на обе лопатки. Он намного лучше знал предмет, читал гораздо больше книг и документов... Реакция аудитории, разумеется, была предсказуема - "хреновые у нас профессионалы, если даже обычный простой любитель знает гораздо больше".

Я специально не буду называть ни имена, ни конкретные сюжеты. Я наткнулся на эту дискуссию чисто случайно и не уделил бы ей никакого внимания, если бы она не стала поводом для размышлений на более масштабную тему. Тему, к которой я уже однажды обращался в своей записи "Парадокс преподавателя".

Мою основную мысль можно сформулировать следующим образом: "Если речь идет о теме, по которой имеется большой объем доступных источников и литературы, любителю при прочих равных проще стать знатоком данной темы, чем преподавателю вуза". Разумеется, я в данном случае говорю об истории и современной политике.

В чем причина такого положения дел? Давайте посчитаем.

Допустим, у нас есть доцент А, работающий в вузе на полную ставку, и любитель Б, который трудится, например, менеджером в офисе в условиях стандартной рабочей недели. Допустим также, что обоим хватает на жизнь их основной зарплаты (и нет нужды обращаться к приработкам), что на дом и семью у них уходит примерно одинаковое количество времени и что у обоих нет никаких серьезных проблем, пожирающих время и деньги.

А теперь посчитаем, сколько у каждого из них имеется времени для занятий историей.

Любитель Б работает 40 часов в неделю. Возможно, ему иногда приходится задерживаться на работе - но в целом все остальное время он может спокойно читать книжки и документы.

Доцент А имеет, допустим, среднюю нагрузку в семь пар (14 часов) в неделю. Поскольку мы предполагаем, что он человек добросовестный, сюда надо добавить время на подготовку занятий. Это еще, как минимум, 14 часов. Еще добавляем всевозможные заседания, совещания, научное руководство студентами - и в итоге получаем примерно те же самые 40 часов. При этом мы исходим из того, что у доцента нет никакой административной или общественной нагрузки.

Однако на этом его рабочие обязанности не заканчиваются. Если любитель Б может распоряжаться своим свободным временем как угодно и сосредоточиться на одной-единственной теме, то у доцента А такой возможности просто нет. Он ведет несколько курсов по разной проблематике - например, "Историю новейшего времени", "Социальные группы и классы в Новое время" и "Современную зарубежную историографию". По каждой теме надо, по-хорошему, что-то читать в течение года - по крайней мере, ключевые новые работы. Соответственно, сосредоточиться на одной узкой теме у доцента не выйдет - ему надо "распыляться" на несколько "фронтов" сразу.

Во-вторых, от доцента требуют проявлять "публикационную активность". В каких-то вузах она включает в себя статьи, в каких-то - учебные пособия, в каких-то - и то, и другое сразу. У "профессионала", в отличие от "любителя", просто нет возможности десять лет подряд читать материалы. За эти десять лет он обязан опубликовать пару десятков статей. Естественно, это отвлекает ресурсы, а результат нередко получается весьма "сырым". От любителя Б, разумеется, никто ничего такого не требует, и он может оставаться в счастливом неведении относительно того, что означают страшные слова "импакт-фактор" или "индекс Хирша".

Этот список можно продолжать, но уже на данном этапе очевидно: время, которое любитель Б может целиком посвятить любимой теме, доцент А вынужден тратить на массу других (не хочется говорить "лишних", но совершенно посторонних по отношению к главному) телодвижений. Хорошо, если у него при этом вообще остается время для того, чтобы всерьез заниматься наукой.

В заключение будет логично задать вопрос - а какие-то преимущества у "профессионала" перед "любителем" есть? Конечно, есть! В их числе:
- Возможность получить исследовательский грант
- Значительно более простой доступ в архивы
- Возможность участвовать в совместных с коллегами проектах и опираться на помощь профессионального сообщества.
Легко заметить, что все эти преимущества не решают ключевой проблемы - дефицита времени. Поэтому "любителю" при прочих равных гораздо проще стать знатоком, чем "профессионалу". И единственный шанс "профессионала" в данном случае заключается в том, чтобы быть не просто знатоком, а экспертом, то есть не просто владеть большим объемом информации, но уметь грамотно с ней работать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
мыть фрукты? Я мою с мылом. Всегда и задолго до модного вируса. Яблоки, апельсины, сливы. Даже виноград. Ибо простой водой не смыть ту химию, которой обрабатывают фрукты для длительного хранения. Не далее как сегодня  в холодильнике обнаружился небольшой пакетик винограда, ...
Мы об одном всю жизнь мечтаем - Быть понятыми и понимать, Мучительно в других врастая, Снять отчуждения печать, Чтоб благодарно замолчать, В глазах друзей себя читая,       В интересной статье Feeling known predicts relationship satisfaction ...
Оригинал взят у sofia_vb_888 в Александр Белов: Белый Круг сожмётся на шее ВВП Лидер Объединения Русские Александр Белов, дал интервью Национальной Службе Новостей. Александр, как прошла акция?  Акция прошла очень хорошо. Был небольшой ...
Что ценнее всего на свете? Возможно, кто-то начнет перечислять материальные ценности, но в этом мире не все можно посчитать в денежном эквиваленте. События последнего года расставили акценты, и получается, что важнее всего здоровье. Именно о нем нужно заботиться с самого рождения и до ...
У герцога Бургундского Филиппа II Смелого (или Отважного) кроме смелости была большая склонность к роскоши. Шляпы он носил с плюмажем из полутора десятков птичьих перьев. обожал художников (в хорошем смысле) и административным ресурсом выдавил из разведения сорт винограда гаме, заменив ...