Мозговой штурм: восемь принципов

Основная задача мозгового штурма - генерировать идеи и находить неочевидные на первый взгляд, креативные решения. В ходе мозгового штурма члены группы высказывают любые приходящие им в голову идеи, какими бы дикими они ни казались; даже неудачное и нелепое на первый взгляд предложение может натолкнуть на какую-то новую и оригинальную мысль. Я сам не раз убеждался в эффективности этого метода - например, когда надо было выбрать свежее, красивое и звучное название для мероприятия.
Чтобы мозговой штурм был по-настоящему эффективным, надо соблюдать восемь принципов:
1. Группа не должна быть слишком большой. Обычно говорят о том, что максимальный размер команды для мозгового штурма составляет 15 человек, но мне это кажется перебором. Десять - потолок.
2. Время на мозговой штурм должно быть ограниченным. В противном случае все сползет в вялотекущую дискуссию, к которой большинство потеряет интерес. Оптимальная продолжительность - около часа.
3. Задачу необходимо поставить чуть заранее, чтобы участники могли настроиться на нее.
4. В мозговом штурме должны принимать участие все члены команды. В команде должен быть "ведущий" - человек, который среди прочего должен следить за тем, чтобы все могли высказаться.
5. Не нужно следовать какому-либо жесткому регламенту. "Все высказываются строго по очереди, у каждого полторы минуты" - плохой вариант. Участники должны иметь возможность высказывать спонтанно пришедшие им в голову идеи, развивать идеи друг друга и так далее.
6. Категорически запрещается критика или оценка идей. Это - ключевой принцип. Дополнять, творчески перерабатывать, развивать разрешается.
7. Все идеи записываются. Абсолютно все. Даже самые дикие.
8. После окончания мозгового штурма следует оценить все идеи. Даже если на сороковой минуте ко всем пришло понимание, что решение найдено, это все равно будет полезно на будущее.
(По материалам: Austin Freeley, David Steinberg. Argumentationa and Debate. 2009)
|
</> |