Покончить с Гумбольдтом
navlasov — 22.04.2018 Двести лет назад прусский ученый и государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт сформулировал принцип, который лег в основу современного классического университета - единство преподавания и науки. Суть его заключается в том, что университеты должны быть одновременно и образовательными, и научными центрами, а профессора и доценты - и преподавателями, и учеными в одном лице. Благодаря этому принципу преподавание всегда находится на самом высоком современном уровне, а студенты с самого начала погружаются в исследовательскую атмосферу.Однако за двести лет многое поменялось.
Во-первых, радикально вырос совокупный объем научных знаний и скорость их производства. Гумбольдт еще застал эпоху ученых-энциклопедистов, которые могли успешно заниматься всем понемножку. Сейчас такое уже невообразимо. Одновременно вести успешную исследовательскую работу, оставаться в курсе развития в своей области в целом и еще и преподавать становится все сложнее.
Во-вторых, высшее образование из элитарного стало массовым. Многим студентам - особенно на уровне бакалавриата - возможность заложить фундамент исследовательской карьеры не столь важна.
Наконец, в-третьих, Гумбольдт нигде не писал - и даже в страшном сне не видел - что у университетского доцента нагрузка должна составлять десяток-другой пар в неделю по нескольким разным предметам. И при этом от него еще будут требовать улучшения наукометрических показателей. Жесткое и обязательное требование "писать статьи" приводит в реальности только к одному - к валу пустых, проходных, а то и откровенно некачественных публикаций. По моим ощущениям, более 80 процентов того, что печатается в последние годы в моей профессиональной области, было написано исключительно ради выполнения формальных требований. Не верите мне - откройте РИНЦ: там Вы найдете кучу компилятивных статей объемом 4-5 страниц с тремя сносками на весь текст, которые не дают ничего ни уму, ни сердцу.
К слову, перепроизводство научных текстов - проблема отнюдь не чисто российская, а мировая. Ведь помешательство на "публикационной активности" носит глобальный характер, хотя у нас оно, конечно, протекает в особо острой форме.
Сегодня отечественные администраторы в сфере высшего образования пытаются решить невозможную с математической точки зрения задачу: сделать так, чтобы в уравнении А + В = 1 и А, и В были равны единице. То есть один взятый на работу преподаватель тащил одновременно и полноценную нагрузку педагога, и полноценную нагрузку ученого. Но даже младшие школьники знают, что это невозможно: А может быть равно 1, только если В = 0, и наоборот. Чаще же и А, и В на практике являются дробями; их соотношение зависит от склонностей, способностей и не в последнюю очередь от совести конкретного человека.
Что можно сделать с этой ситуацией? Ответ в заголовке: покончить с Гумбольдтом. Точнее говоря, понять, что принципы двухсотлетней давности нуждаются в некоторой адаптации к современным реалиям.
Преподавать на действительно качественном уровне, а не читать вслух учебник и не спать на семинарах под журчание студенческих докладов - это большой труд. При ответственном подходе подготовка одного-единственного курса может легко сожрать целый год - а ведь этот курс надо будет потом, с течением времени, еще и модернизировать. Поэтому работнику вуза - по крайней мере, на уровне бакалавриата - надо дать возможность сосредоточиться именно на преподавании.
Конечно, если человек хочет параллельно заниматься наукой, у него всегда есть такая возможность. Однако пресловутые "наукометрические показатели" не должны быть не то что главным критерием оценки его работы - они вообще не должны учитываться. Тогда у преподавателя появится возможность спокойно разрабатывать новые курсы или, скажем, потратить два года на написание учебника, ни на что больше не отвлекаясь. А поток пустых, проходных, "отчетных" статей в журналах значительно обмелеет, что само по себе есть немалое благо.
Это, конечно, не значит, что преподавателя в бакалавриате можно загрузить двадцатью парами в неделю, чтобы он не мог даже вздохнуть. На мой взгляд, оптимальной нагрузкой являются 5-7 пар в неделю в каждом семестре (в зависимости от числа преподаваемых дисциплин). Это, скажем прямо, уже немало при ответственном подходе. Единственным дополнительным требованием к преподавателю может быть регулярное повышение квалификации в области педагогического мастерства на специальных курсах. Ведь сегодня преподаватель высшей школы практически не думает - да и не имеет возможности подумать - о методике преподавания; каждый ведет занятия в меру своего таланта и опыта.
Единство преподавания и науки может быть реализовано на этапе магистратуры. Там, где занятия ведутся в маленьких группах студентов, ориентированных в значительной степени на исследовательскую деятельность. Для магистрантов действительно важно непосредственно соприкасаться с миром науки. Поэтому от преподавателей магистратуры разумно ожидать (и требовать), чтобы они были одновременно исследователями. При этом, однако, их нагрузка должна быть минимальной - максимум два-три курса в год (2-4 пары в семестр). Только при соблюдении этого условия у них будут ресурсы на то, чтобы реально вести, а не симулировать научную работу.
Если же руководству хочется превратить вуз в мощный научный центр - необходимо создавать в его структуре исследовательские институты и группы, где будут работать люди, целиком и полностью посвятившие себя научным исследованиям. Естественно, эти научные подразделения не должны быть изолированы от учебного процесса; в их деятельности могут принимать участие студенты и преподаватели, а их сотрудники могут руководить магистрантами и время от времени вести какой-нибудь спецкурс. Однако все это, опять же, должно осуществляться по желанию, а не по приказу, ради "галочки".
Конечно, такая система будет обходиться дороже существующей. Более того - она предполагает (неслыханное дело!) определенный уровень доверия со стороны государства к работникам вузов. Но обеспечить качество иначе невозможно. Если, конечно, цель заключается именно в этом, а не в том, чтобы превратить вузы в дома призрения для студентов и преподавателей.
|
</> |